С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

КАК УСТРОЕН "ОПТИМИСТ"

А теперь познакомимся с конструкцией "Оптимиста", который нам предстоит построить. Корпус его собран из трех листов фанерной обшивки - двух бортов и днища. В носу и корме эти листы соединяются транцами - поперечными рамками, зашитыми фанерой. Сохранять правильную форму корпуса помогает и еще одна поперечная рамка - шпангоут - на середине длины лодки. Транцы и шпангоут составляют поперечный набор - основу прочного каркаса корпуса. Как и на большом судне, на нашем "Оптимисте" есть еще и продольный набор - киль, днищевые и скуловые стрингера и привальный брус <Все эти, а также другие детали, о которых пойдет речь, обозначены цифрами на рисунках, а в конце книжки приведен словарик основных терминов.>. Еще одна деталь - лакированный буртик - окаймляет верхнюю кромку борта и защищает борта от повреждений при навалах на причал и т. п. Остальные детали корпуса нужны для крепления мачты и шверта. Это поперечная банка с пяртнерсом для прохода мачты; степс - гнездо для мачты, закрепляемое на киле; швертовый колодец.

Есть руль с румпелем, навешиваемый на транец при помощи рулевых петель. Наконец, есть еще и пенопласт, обеспечивающий плавучесть лодки в случае, если ее опрокинет ветер или зальет волной. Впрочем, такое случается довольно редко. Прочность мачты специально рассчитана так, чтобы при сильном порыве ветра она ломалась, не давая шквалу опрокинуть лодку. Благодаря широкому и высокобортному корпусу "Оптимист" хорошо держится на волне высотой до 0,5 м.

Парусное вооружение его, как мы уже знаем, по - яхтенному называется шпринтовый кэт. Нок - бензельный угол паруса удерживается шпринтовом - круглым деревянным рейком, один конец которого упирается в специальную петлю на мачте, а второй - в петельку, пришитую к парусу. Передней и нижней шкаторинами парус подвязывают тонким шнуром - слаблинем - к мачте и гику, который упирается вилкой - усами - в мачту.

Сила давления ветра на парус передается на корпус лодки через мачту и гика - шкот - тонкий капроновый или растительный трос, прикрепленный к гику. Эта сила немаленькая - вы сами ее почувствуете, когда выйдете на воду в хороший ветер. Недаром шкот проводится в два лопаря: заложенный за обушек на киле, он проходит через блок на гике и нижний блок у киля и только после этого попадает в руки яхтсмену. Рулевому приходится иметь дело уже с уменьшенной вдвое - втрое (в зависимости от варианта проводки) тягой шкота.

Шпринтовый парус - это такая же старина, как и прямые паруса, сохранившиеся до сих пор на больших парусниках. Его повсеместно применяли рыбаки - на Балтике, на Чудском озере, у побережья Северной Америки. Он удобен тем, что управляют им только одной снастью - за шкот. В случае внезапного усиления ветра надо выдернуть шпринтов из петельки на парусе - и сразу же его площадь уменьшится наполовину! Несложно вообще снять мачту вместе с парусом - ведь никакого стоячего такелажа нет; закатав внутрь паруса гик и реек, можно уложить мачту в лодку и взяться за весла или переждать сильный ветер.

Мы уже упоминали о правилах, которым должен отвечать готовый швертбот, чтобы его допустили к участию в соревнованиях. На многие размеры установлены строго определенные допуски, в которые нам необходимо уложиться. Видите, на чертежах рядом с каждым размером указана еще одна цифра. Например, рядом с длиной 2300 мм стоит ±15. Это значит, что допустимо случайное увеличение этого размера вплоть до 2315 мм и уменьшение вплоть до 2285 мм.

После постройки лодки мы обязательно сами проверим соответствие размеров корпуса, шверта, руля, паруса и рангоута установленным правилами класса. Перед началом ответственных соревнований такую проверку - контрольный обмер - делают специалисты - мерители.

Ну вот, пока это все, что я хотел рассказать вам об "Оптимисте". Если вопросов нет, - к делу!

Предыдущая глава Главная Следующая глава