С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

ПЕРВАЯ ГОНКА И ЗНАКОМСТВО С ППС

Вскоре ребята "набили руку" в управлении "Оптимистом" - отход, подход, повороты делали почти без ошибок. Между тем задания усложнялись. Ребята уже уверенно выходили на воду (правда, не покидая пока клубной гавани) даже в свежий ветер, когда на заливе гуляли волны с пенными гребнями.

Когда вошел в строй второй "Оптимист", задания стали все больше напоминать соревнования.

Сегодня условие было таким: один стартует с наветренной стороны бона, другой - с подветренной; кто первый обогнет буй и вернется обратно, тот победитель!

Выбрали первую пару рулевых. Гонщики по сигналу Жореса Ивановича заняли места и, не теряя ни секунды, стали отходить от причала. Только рулевой "Оптимиста" № 2, стартовавший с наветренной стороны, слишком уж торопился, а в результате... задержался на отходе: не смог сразу взять ветер!

Оставшиеся на берегу ребята болели, подбадривая гонщиков. Да и не только ребята - все, кто был в тот день в клубе, собрались посмотреть первую гонку "Оптимистов".

Жорес Иванович комментировал:

- Явное преимущество у гонщика на лодке № 1, стартовавшего с подветренной стороны. Спортсмен хорошо держит курс. Парус поставлен правильно. Смотрите, как грамотно совершает он поворот против ветра. Обогнул буй первым и чисто. Только что же он делает дальше? Идет наперерез сопернику! Оба, должно быть, растерялись - никто не уступает другому дороги, а ведь кто-то обязательно должен уступить...

Швертботы все же не столкнулись - в последний момент тот, кто еще только шел к бую, увалился, лодки лишь слегка задели одна другую бортами. Под приветственные возгласы собравшихся "Оптимист" № 1 лихо подошел к бону намного раньше второго.

После финиша был разбор гонки. Все ребята признали, что рулевой яхты № 2 долго "копался" на отходе и проиграл гонку еще на старте, так что особо обсуждать тут нечего.

Жорес Иванович хитро улыбался.

Вот что произошло у буя. Швертбот, уже обогнувший буй и шедший левым галсом - должен был уступить дорогу.

- То, что ему отходить надо было более четко, - правильно. Другая ошибка: он имел возможность идти кратчайшим курсом на буй в бакштаг, а он шел в галфвинд. В результате швертбот № 2 имел меньшую скорость, удлинил путь. Наверное, так получилось потому, что яхтсмен все время следил за идущим впереди соперником и копировал его действия, забыв про ветер и про дистанцию. Подобные ошибки, бывает, допускают и опытные яхтсмены - увлекутся дуэльной борьбой и оба придут к финишу в числе последних.

Но в данном случае аутсайдеру повезло. Да, да - я не ошибся! Взяв высоко на ветер, идя, если вы помните, правым галсом, он неожиданно оказался на пути у гонщика № 1, который уже обогнул буй и левым - это очень важно! - галсом шел навстречу. "Победитель" действовал, действительно, более четко и финишировал первым, но вот про то, что в данном случае именно яхта № 1 обязана была уступать дорогу, видимо, не знал. Нет, не отстающему уступать, а уступать дорогу согласно Международным правилам предупреждения столкновения судов в море.

По морским законам парусное судно, идущее левым галсом, уступает дорогу тому, которое идет правым. Швертботы не столкнулись: надо отдать должное рулевым - разошлись почти правильно. И все же было касание бортами в результате нарушения правил лодкой № 1.

В таких случаях спортсмен, который шел правым галсом, имеет право подать судьям протест, а поскольку случай бесспорный, сопернику результат гонки засчитан не будет. Протест может подать представитель команды и вообще - любой участник соревнований. Вот я как раз это и делаю.

Итак, мы с вами рассмотрели протест - дело ясное: результат "победителя" аннулируется. Гонку .выиграл пришедший вторым! Поздравим его: если не умением, то спортивным упорством он это заслужил! Немного о правилах расхождения, раз уж дело дошло до гонок и выхода наших лодок в залив.

При повседневном плавании и в дальних походах яхтсмены руководствуются Международными правилами предупреждения столкновения судов - МППСС-72, общими для всех судов, независимо от их флага, размерений и назначения. Эти Правила определяют не только маневрирование судов, оказавшихся в опасной близости одно от другого, но и различного рода сигнализацию, позволяющую определить примерный курс судов в условиях плохой видимости - в тумане и ночью, сигналы бедствия и т. п.

На первое время нам достаточно знать лишь несколько основных из этих Правил.

Зачитываю:

"Когда два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому следующим образом:
- когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну;
- когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу другому судну, находящемуся под ветром".

С применением первого правила мы наглядно познакомились во время нашей мини-гонки. А чтобы пояснить заодно и второе, я нарисую такую схему (смотри внизу страницы). Идут четыре яхты. Какая лодка в данной ситуации должна сразу же уступить дорогу и почему?

Задача: кто должен уступить дорогу!

Лодки № 2 и 3 должны уступить дорогу лодке № 1. Лодка № 3, идущая левым галсом, уступает, потому что лодка № 1 идет правым галсом. Лодка № 2 уступает, так как лодка № 1 является подветренной по отношению к ней.

Продолжим рассмотрение ситуации. Когда № 2 и № 3 пропустят лодку № 1, лодке № 3 все-таки придется уступить дорогу обеим лодкам - № 2 и № 4, - которые идут правым галсом.

Что же касается взаимоотношений капитанов лодок № 2 и № 4, здесь вступает в действие другое важное правило МПСС-72:

"Судно, которое имеет право дороги, во время расхождения не должно изменять свой курс, что может затруднить расхождение судов". Это правило применяется независимо от галсов, какими идут обгоняемое и обгоняющее суда, а также от их положения относительно ветра.

Еще одно существенное правило:

"Каждое судно, обгоняющее другое, должно держаться в стороне от пути обгоняемого судна".

Согласно МППСС-72 судно с механическим двигателем должно уступать дорогу парусному, но это, конечно, не значит, что наш "Оптимист" может спокойно пересекать курс, скажем, пассажирскому теплоходу или "Метеору" на крыльях. Теплоход с его большой осадкой идет строго по фарватеру и стеснен в маневрах, в отличие от мелкосидящего "Оптимиста". Поэтому для нас действует другое правило: держаться в стороне от путей больших судов!

Во время парусных соревнований действуют свои, разработанные в соответствии с МППСС, но гораздо более подробные правила расхождения судов на дистанции и у поворотных знаков, а также правила, регламентирующие действия на старте, на финише и в других ситуациях, характерных для гонок. Правила соревнований по парусному спорту (ППС- 77) изданы в 1979 г. в виде книжки в 136 страниц, и каждый яхтсмен, выступающий в гонках, должен изучить их досконально.

В гонке, помимо скорости и выбора правильного курса яхты, большое значение имеет еще и тактическая борьба: ведь у всех яхты развивают примерно одинаковую скорость, все умеют правильно выбирать курс на знак. Умело применяя то или иное правило, можно заставить противника занять невыгодное положение на дистанции и выиграть у него несколько секунд у знака или до сигнала старта "выставить" его за стартовую линию - заставить сделать фальстарт. Правила эти нам еще предстоит изучать, а ближайшее занятие будет посвящено не менее важной теме: оказанию помощи человеку, оказавшемуся за бортом.

Предыдущая глава Главная Следующая глава