- Вот стоят перед вами в гавани яхты. С одной стороны, вроде бы они разные. С другой - и между ними попадается по нескольку одинаковых. Давайте разберемся с этим подробнее.
Все парусные суда для отдыха на воде и спорта принято называть одним словом - яхта. А само это слово идет от голландских слов охотиться, бежать.
Одни яхты предназначены для плаваний в открытом море. Их называют крейсерскими. На них оборудуют каюты с мягкими койками, камбуз, гальюн; обязательно есть штурманский уголок с набором навигационных инструментов. Вот на точно такой, как эта, крейсерской яхте - однотоннике ленинградские яхтсмены обошли вокруг Скандинавии. А на яхтах этого типа яхтсмены из Владивостока и Находки не раз выходили в Тихий океан, бывали гостями в портах Японии.
А здесь стоят чисто спортивные - гоночные суда. На них соревнуются в мастерстве управления парусами, гоняясь между тремя буями вблизи берега. Тут каюта не нужна. На некоторых даже палубы нет, только кокпит. А на катамаране "Торнадо" яхтсмены и вообще открыты ударам волн и ветру со всех сторон: размещаются на натянутом между корпусами полотнище ткани.
Чтобы соревноваться, имея равные шансы на победу, договорились строить гоночные яхты одинаковыми. Так появились классы яхт. Скажем сразу: нет классов плохих и хороших. Каждый предназначен для каких - то определенных, строго оговоренных условий.
Вот та часть гавани со слипом и красивым эллингом на берегу отведена гоночным судам шести олимпийских классов. После Олимпийской регаты в Таллине вы их, надо полагать, знаете назубок. Это три швертбота - одиночка (одноместный) "Финн", двойки (двухместные) "470" и "Летучий Голландец", быстроходный катамаран "Торнадо" (в принципе тоже швертбот) и две килевые яхты - двойка "звездник" и тройка "Солинг".
Теперь есть и седьмой олимпийский класс: доска под парусом - виндсерфер. Их на воде не видно, поскольку хранятся они в эллинге. Заметим, что и виндсерфер - тоже швертбот.
Вот мы и подошли к очень важному конструктивному различию. Все спортивные парусники делятся на килевые яхты и швертботы. Лучше всего разница между ними видна, пока суда стоят на берегу. Вот это - швертбот. Днище у него плоское, посередине сделана прорезь, через которую наружу выходит вырезанный из металлического листа шверт - подъемный киль. Сейчас шверт убран в корпус - поднят, спрятан в швертовом колодце. А на ходу его полностью опускают в воду, чтобы швертбот не сносило ветром вбок, т. е. чтобы уменьшить дрейф под ветер.
Посмотрите теперь на "Орион" - это самая большая в клубе килевая крейсерская яхта. Надводный борт, расположенный над темной полоской - ватерлинией, в два с лишним раза ниже той части корпуса, которая погружается в воду. Заметьте, как выделяется здесь массивный плавник, к которому внизу прикреплен тяжелый балласт - свинцовый или чугунный фальшкиль. Плавник, как и шверт, не дает яхте дрейфовать, но это еще не все. Благодаря тяжелому фальшкилю яхта получает неоценимое в море качество: практически она не может быть опрокинута порывом ветра, как это запросто случается со швертботами.
Яхта - мореходное судно. Осадка ее, как видите, довольно значительна (у "Ориона", например, она составляет 2,5 м) и уменьшить ее нельзя. Поэтому для плаваний по мелководным заливам и рекам - всюду, где глубина невелика и есть опасность встретить мель, больше подходит швертбот. Если поднять шверт, осадка швертбота уменьшится до 20 сантиметров!
С расчетом на плавание по малым глубинам и руль на швертботе приходится делать подъемным. Погруженное в воду перо руля чаще всего выполняется вращающимся вокруг горизонтальной оси. Его поднимают с помощью специального тросика-сорлиня, конец которого проведен на румпель.
Шверт также чаще всего делают вращающимся, убирающимся вверх - в колодец - при помощи шверт-талей. На малых швертботах, например, на детских "Оптимистах" (жаль, я не могу их вам показать, поскольку ни одного у нас нет), шверт просто вставляют сверху в колодец, как кинжал в ножны. Такой шверт и называют кинжальным. Да, кстати сказать, и само слово шверт переводится с немецкого как меч.
На килевых яхтах руль имеет более сложное устройство. Перо руля соединяется с румпелем при помощи баллера - прочного металлического стержня. На старых "крейсерах" перо руля подвешивали на петлях прямо к задней кромке киля. На яхтах современной конструкции предпочтение отдают так называемому балансирному рулю. Вот видите: перо руля подвешено под кормой отдельно от киля-плавника, причем часть площади пера расположена впереди - в нос от оси вращения: давление набегающей на эту "носовую" часть пера воды уменьшает усилие, необходимое для поворота руля. Баллер внутри корпуса яхты обязательно должен быть заключен в водонепроницаемую гельмпортовую трубу, чтобы вода не попадала в трюм.
На крупных яхтах, как и на всех больших судах, вместо румпеля устанавливают штурвал, от барабана которого идет тросовая (цепная) передача на баллер. Это существенно облегчает управление парусником.
Предыдущая глава | Главная | Следующая глава |