С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

КАК ВЫБИРАЛИ МАТЕРИАЛ

Постепенно в мастерской стали накапливаться всевозможные доски, рейки и бруски, которые Жорес Иванович умудрялся доставать у столяров жилконторы, выбирать из отходов на ближайшей стройке, закупать в магазинах строительных материалов.

- Для постройки хорошей лодки годится не всякое дерево, - приговаривал он, перебирая доски. - Вот береза: она совершенно непригодна, потому что легко впитывает влагу, быстро загнивает.

А вот это - сосна. Посмотрите, какая легкая и красивая у нее древесина, каждый слой видно! Из нее можно делать любую часть корпуса; она легко обрабатывается рубанком и стамеской. Лучше выбирать доски с желтоватым оттенком, с прямыми и мелкими слоями, без сердцевины и сучков.

Это - ель. Ее древесина белее, чем у сосны, в ней больше сучков. Это тоже проверенный столетиями судостроительный материал. Хороша ель для наружной обшивки, так как обладает высокой водостойкостью. Из ели нередко изготовляют мачты, гики и другие детали. Только следует помнить, что еловая доска может легко расколоться, если, например, в нее забивать гвозди, предварительно не просверлив под них отверстия. Сосна и ель - породы хвойные, так же, как лиственнница и кедр. Рейки и доски из этих пород дерева также применяют для постройки лодок.

Среди лиственных пород судостроителями ценится дуб, обладающий прочностью и твердостью, хорошо сохраняющийся в воде. Строгать и обрабатывать ста мескои детали из дуба нелегко, но стоит потрудиться, если хочешь, чтобы лодка служила дольше и была прочной! Особенно красивы детали из дуба, покрытые лаком. Наверное, дома у кого-нибудь из вас есть мебель, покрытая дубовым шпоном? На лодках часто используют дуб для деталей украшающих судно, - наружных буртиков, разного рода накладных планок, а также для изготовления румпелей, крышек люков и т. п. Не обойтись без дуба и в тех случаях, когда в деталь нужно поставить много крепежных деталей - гвоздей и шурупов, а сама она имеет небольшое сечение. Например, дуб идет на изготовление штевней, транца, гнутых шпангоутов и т. п.

Раньше целиком из дуба строили даже самые большие корабли. Прочность и долговечность дубовых корпусов поразительна. Вы, наверное, слыхали, что лет двадцать назад со дна Стокгольмской бухты удалось поднять 64 - пушечный фрегат "Ваза", затонувший здесь, кстати сказать - от потери остойчивости при шквале, в августе 1628 г.! Пролежавший на дне 333 года дубовый корпус сохранился так хорошо, что корабль превратили в музей. Да что там триста лет! В Центральном военно- морском музее в Ленинграде вы можете увидеть выдолбленный из дубового ствола челн, который раз в десять "старше"! Вот что такое дуб.

Из других лиственных пород в судостроении используют вяз и ясень; их древесина имеет такую же прочность, как и древесина дуба. На верфях спортивного судостроения применяют легкую и очень красивую древесину красного дерева - мэхогони, привозимую из Африки и Южной Америки. С обшивкой из красного дерева строят яхты высшего качества, причем их надводную часть обычно не окрашивают, а только покрывают лаком. Древесина мэхогони коричневато - красного или бурого цвета; она почти не намокает, очень устойчива против гниения, почти не коробится и не растрескивается.

Но отобрать доски из нужных пород древесины - это полдела. Важно еще, чтобы сама древесина была высокого качества, не имела пороков и повреждений. Совершенно непригодны доски даже с небольшой гнилью: на лодке гниль быстро развивается и переходит на прилегающие детали. Доски с синевой тоже не годятся: такая древесина уже не прочна. Нельзя применять доски с косым по отношению к ее кромкам расположением волокон - детали, вырезанные из таких досок, легко раскалываются.

Наиболее распространенным пороком древесины являются сучки. При заготовке деталей сучковатые участки досок необходимо вырезать в отходы. В крайнем случае в заведомо неответственных сечениях детали можно допустить небольшое количество мелких сучков, но при этом надо следить, чтобы не попадались загнившие и "табачные" сучки.

Нельзя применять для изготовления деталей корпуса доски с трещинами.

Важно, чтобы доски и рейки были хорошо просушены, но в то же время и не оказались пересушенными. На верфях влажность древесины определяют, взвешивая специальные образцы на точных весах: если влажность находится в пределах 12 - 18%, материал считается годным.

Нам придется использовать методы попроще. Например, пробу химическим карандашом. Проводим по свежестроганной поверхности: если черта изменяет серый цвет на "чернильный", значит древесина слишком влажная. Возьмите в руки только что снятую стружку. Если она ломается легко, - материал пересушен. Наоборот, сырая стружка обладает гибкостью, ее влажность ощущается даже наощупь.

Можно считать, что в нашей мастерской доски, принесенные с улицы, высохнут дней за десять. Чтобы при сушке доски не покоробило, их нужно аккуратно укладывать в штабель с прокладками из брусков.

Чем брусок отличается от рейки? Если ширина рейки меньше двух ее толщин, лучше называть ее бруском. Например, брусками будут пиломатериалы с близким к квадрату поперечным сечением: 30X40, 20X30 и т. п.

Теперь о выборе досок и брусков. Если бревно, которое разделывали на доски, было сырым, то при сушке размеры поперечного сечения пиломатериалов, отдающих влагу, сильно изменяются. Вдоль волокон величина усушки - укорочения - практически незаметна: скажем, на 6 - метровой доске это будет не более 3 см. В радиальном направлении (по радиусу от центра - сердцевины) ширина доски уменьшится гораздо больше - на 3 - 5%, а в тангенциальном (по касательным линиям к годичным слоям) еще больше - до 10%.

Доски, выпиленные из близко лежащих к коре частей бревна, при сушке коробятся особенно сильно. Такая доска при неизбежном изменении ее влажности в корпусе лодки сразу же начнет "дышать", будет портить внешний вид лодки, может даже сорвать крепеж; во всяком случае, лодка наверняка будет протекать. Поэтому всегда стараются выбирать доски из частей бревна, расположенных ближе к сердцевине. Желательно, чтобы годичные слои на торцевом срезе доски располагались по отношению к ее пласти под углом не менее 60°.

Разделка бревна на доски и виды пиломатериалов.
1 - сердцевина;
2 - доски тангенциальной распиловки;
3 - доски радиальной распиловки;
4 - горбыль;
5 - заболонная часть;
6 - кора;
7 - так коробится брусок;
8 - обрезная доска;
9 - брус;
10 - рейка.

Нам понадобится и фанера. Из нее будем делать наружную обшивку, а также переборки, палубу, шверты, перья рулей и другие детали.

Существует несколько сортов водостойкой фанеры, наиболее пригодных для применения при постройке корпусов лодок.

Авиационная пятислойная фанера марок БС-1, БП-1 и БПС - наиболее легка и прочна. В ней слои шпона склеены бакелитовой пленкой или стойкой к действию воды смолой.

Бакелизированная фанера марок БФС и БФВ обладает большим весом - кусок такой фанеры тонет в воде. Поэтому, если особенно важен малый вес ("Оптимист", виндсерфер), такую фанеру лучше не применять. Зато благодаря высокой водостойкости бакфанера незаменима для изготовления швертов и рулей.

При условии обязательного защитного покрытия корпуса снаружи (лучше всего - стеклотканью на эпоксидной смоле или текстильной тканью на нитролаке) лодку можно обшить самой дешевой и доступной строительной фанерой марок ФСФ или ФК. Но в этом случае лодку после каждого плавания рекомендуется вынимать на берег и хранить, защищая от солнца и дождя.

Хорошей водостойкостью обладает и декоративная фанера, применяемая для отделки помещений. При обшивке ею лодок декоративную - окрашенную сторону фанеры следует обращать внутрь корпуса. Окрашенный слой удалить или закрасить новой краской довольно трудно; в местах прилегания, к деталям набора этот слой все - таки придется соскабливать рашпилем и шкуркой.

Как проверить водостойкость фанеры? Вырежьте из нее небольшой кусок, положите на сутки в воду, а затем в течение часа проварите в кипящей воде. Если после этого фанера не расслоилась, ее смело можно пускать на обшивку. Правда, и в этом случае нужно отбирать листы с минимальным количеством сучков и без каких - либо других дефектов (местных отслоений, трещин и т. п.). Во всяком случае, лист той стороной, что похуже, всегда ставится внутрь лодки.

- А как же быть, если мы вообще не достанем фанеры? - спросил кто - то из ребят.

- Есть один выход. Такую маленькую лодку, как "Оптимист", можно обшить водостойким картоном (оргалитом) толщиной 4 - 6 мм, а затем оклеить тонкой тканью на краске или эпоксидной смоле. Конечно, такая лодка уже не будет "классной" и к официальным гонкам ее, пожалуй, не допустят, но ведь для нас это пока и не важно. Учиться ходить под парусами можно и на картонной лодке!

Предыдущая глава Главная Следующая глава