Среди клеев, на которые мы можем рассчитывать, лучшим, пожалуй, является эпоксидный клей на основе эпоксидной смолы ЭД-5. На 100 весовых частей этой смолы необходимо добавить 6,5 вес. ч. отвердителя - полиэтиленполиамина. Клей надо готовить небольшими порциями, так как он быстра (через 40 - 75 мин) затвердевает и растворить его снова будет уже невозможно. Важно хорошо перемешать смолу с отвердителем. Эпоксидный клей ЭД-5 и разновидности его - компаунд К-153, клей "Эпокси-200" и т. п. продаются в магазинах хозтоваров.
Если таких клеев нет, будем использовать клей ПВА, который продается в упаковке уже пригодным к применению, либо такие марки клеев, как "Суперцемент", БФ-2 и т. п. Словом, для постройки наших маленьких лодок годятся любые клеи, если в инструкции есть упоминания о пригодности для склеивания дерева и о стойкости к действию влаги.
Можно использовать широко распространенные казеиновые клеи, особенно - для изготовления деталей корпуса, непосредственно с водой не соприкасающихся, и рангоута (гиков и мачт). На казеиновом клее можно собрать и весь корпус лодки, если есть уверенность, что она не будет постоянно стоять на воде, т. е. после каждого выхода ее будут поднимать и ставить под крышу. В этом случае вместе с клеем необходимо применять гвозди и шурупы уже не только для создания давления, необходимого при склеивании деталей, но и для придания дополнительной прочности соединению. После склеивания и обработки снаружи все соединения должны быть покрашены горячей олифой.
Казеиновые клеи выпускаются в виде порошка. Наибольшей прочностью обладает клей марки В-105, несколько хуже В-107 и ОБ. Для приготовления клея порошок разводят в чистой питьевой воде комнатной температуры. На 1 кг порошка идет 1,7 - 2,0 литра воды. Разведенный клей пригоден для использования в течение 4 часов. Клей наносят на обе склеиваемые поверхности исходя из расчета 700 - 1000 г на каждый 1 м2 площади.
Наверное, каждый из вас что-нибудь да клеил из бумаги, картона и дерева, но вряд ли вы задумывались, благодаря чему же склеенные предметы трудно отделить один от другого? Бывает ведь, например, что мы не можем оторвать от конверта марку, чтобы пополнить ею свою коллекцию: часть марки остается на конверте - соединение рвется по целому материалу, который оказывается менее прочным, чем клеевая пленка.
Этот пример и поможет нам понять сущность склеивания. Клей проникает в микроскопические поры материала обеих поверхностей и при застывании становится как бы мостиком между их молекулами. Отсюда и следует правило: чтобы получить прочное соединение, необходимо обеспечить условия для хорошего проникновения клея в поры древесины - нужно раскрыть эти поры и удалить из них влагу; клей должен быть жидким; у него должно быть достаточно времени, чтобы успеть проникнуть в поры материала. Важно, чтобы толщина клеевой пленки была минимальной - не более 0,5 мм; при большей толщине прочность соединения резко снижается, так как "работать" будет вещество самого клея, а не сила сцепления молекул.
Склеивать можно только при температуре воздуха 16 - 25° и в сухом помещении. Соединяемые поверхности хорошо просушенных деталей необходимо тщательно прострогать до плотного их прилегания очистить от пыли и опилок. Клей надо наносить ровным слоем - при помощи кисти или шпателя; толщина его пленки должна быть такой, чтобы сквозь нее просвечивал рисунок - текстура древесины. Чтобы клей хорошо проник в поверхностные слои деталей, их выдерживают в течение 2 - 3 мин, не соединяя вместе. После этого детали складывают и еще через 5 - 10 мин соединение запрессовывают, т. е. прижимают детали одну к другой.
Важно, чтобы величина давления была достаточной. Обычно требуемое давление указывается в инструкциях. Для эпоксидного клея, например, оно минимально, а для некоторых клеев доходит до 2 - 4 кгс/см2. Если используются грузы - их роль с успехом могут выполнять мешки с песком, кирпичи и заполненные водой ведра, рассчитать давление несложно: достаточно разделить известную вам общую массу грузов, прижимающих деталь, на площадь склеивания. Если для запрессовки используется крепеж, то считают, что гвоздь 2 х 20 мм создает давление около 20 кгс, а шуруп диаметром 3 - 4 мм и длиной 25 - 30 мм - 50 - 70 кгс.
При соединении мелких деталей, а также при сборке конструкций широко используются различные варианты винтовых (струбцины, тиски, прессы и т. п.) и клиновых прижимов.
Склеиваемые детали выдерживают под давлением около суток, пока клей полностью не затвердеет. Только после этого можно приступать к обработке склеенной детали - строгать, пилить и т. п.
Предыдущая глава | Главная | Следующая глава |