В мастерской появилась стопа фанеры, у стенки вырос аккуратный штабель досок и реек. Весь инструмент был подправлен, заточен и опробован, подобран крепеж, заготовлен клей.
И вот, в условленный день и час, Жорес Иванович пришел со свертком чертежей и повесил над верстаком красивую картинку с изображением маленького парусника.
- Начнем, сегодня же начнем! - ответил он на вопросы ребят. - Но прежде я вам расскажу об этом замечательном парусном судне, которое мы будем строить. Не смотрите, что. это - неказистая, плоскодонная лодочка, на первый взгляд, напоминающая ящик. Этот одноместный швертбот, можно сказать, покорил весь мир! Тысячи таких парусников плавают всюду, где есть мало-мальски открытая ветру вода. Во всех концах света ребята, мечтающие стать яхтсменами, моряками, корабелами, начинают с "Оптимиста". Ни одна из самых красивых яхт не может похвастать такой популярностью.
Устройство швертбота "Оптимист". На парусе нашиты эмблема класса -
буквы "О" ("Оптимист") и "I" ("Интернэшнл" - международный) и знак
принадлежности к спортивному флоту нашей страны.
1 - киль; 2 - днищевой стрингер; 3 - рамка (обвязка) транца; 4 - скуловой стрингер; 5 - шверт; 6 - гика-шкот; 7 - наружная обшивка, фанера 6 мм; 8 - буртик; 9 - регулируемый степс мачты; 10 - подмачтовый бимс; 11 - подмачтовая банка; 12 - носовая горизонтальная кница; 13 - носовой транец; 14 - носовой конец - фалинь; хлопчатобумажный линь Ø 8-10 мм, длина 2 м; 15 - мачта; 16 - гик; 17 - сегарсы (слаблинь); 18 - шпринтов; 19 - парус; 20 - флажок - вымпел; 21 - лата; 22 - швертовый колодец; 23 - шпангоут; 24 - привальный брус; 25 - кормовая горизонтальная кница; 26 - транец; 27 - рулевое устройство; 28 - блок аварийной плавучести из пенопласта; 29 - ножной ремень для откренивания; хлопчатобумажная или капроновая полоса шириной 35 - 50 мм. |
Длина корпуса наибольшая, м | 2,30 |
Ширина корпуса наибольшая, м | 1,13 |
Высота борта в средней части, м | 0,36 |
Осадка корпуса, м | 0,08 |
Осадка с опущенным швертом, м | 0,75 |
Масса (вес) корпуса, кг | 35 |
Площадь паруса, м2 | 3,7 |
Первую лодочку этого типа - тогда она еще не называлась "Оптимистом" - построил для своего сынишки яхтенный конструктор Кларк Миллз. Было это в конце 50-х годов во Флориде - курорте на юге США. Лодочка была тогда вооружена шлюпом - вы уже знаете, что это такое, и служила хорошим пляжным развлечением. Она была очень проста по конструкции, поэтому примеру Миллза последовали другие родители, а затем лодку начали строить и сами ребята. Так во Флориде появились первые несколько десятков швертботов - ящичков.
Потом, в 1961 г., кто - то привез одну такую лодку в Данию. Здесь она, как говорят, получила второе рождение. Ее оснастили гораздо более простым вариантом парусного вооружения: четырехугольным парусом с распоркой - шпринтовом, снабдили запасом плавучести (это были надувные емкости, которые привязывали к бортам внутри лодки). Словом, сделали судно более надежным и безопасным для плавания в суровых условиях европейского севера. Тогда же и решили широко использовать эту лодку как для начального обучения детей в возрасте от 7 до 14 лет плаванию под парусами, так и для проведения соревнований.
Надо было, чтобы лодки, построенные в разных местах и разными людьми (добавим еще - разного возраста), обладали по возможности одинаковыми ходовыми качествами: ведь иначе соревноваться нельзя! Пришлось разработать особые правила их постройки, установив довольно строгие допуски на размеры корпуса и паруса. Так "Оптимист" стал классом-монотипом. Это значит, что все лодки этого класса строятся по одинаковым чертежам и из одинаковых материалов, имеют одинаковые размеры и вес. Вот почему и от нас с вами потребуется особая точность: никаких отступлений от чертежа!
Была создана Международная ассоциация класса "Оптимист", которая стала регистрировать все швертботы этого класса, построенные в разных странах, следить за соблюдением правил и обновлять их - регулировать техническое развитие класса, а главное - организовывать соревнования. В 1965 г. ассоциация зарегистрировала уже 17 000 "Оптимистов"! Прошло еще семь лет - и Международный союз парусных гонок официально признал "Оптимист" в качестве международного детского класса швертбота - одиночки, рассчитанного на управление одним человеком. Таким образом, "Оптимист" имеет ныне такие же права в парусном спорте, как, скажем, заслуженные ветераны Олимпиад - "звездник" или "Финн".
С тех пор началось дальнейшее бурное развитие класса. "Оптимисты" стали строить в далекой Австралии, на островах Новой Зеландии, в Японии и т. д. и т. п. Стали проводиться чемпионаты континентов и мира.
Не миновали "Оптимист" и новинки яхтостроения. С 1970 г. ассоциация класса разрешила постройку корпусов из стеклопластика, а затем и применение рангоута из алюминиевых труб. Из таких новых материалов было проще наладить массовый выпуск лодок на верфях, поэтому число "Оптимистов" стало расти еще быстрее и к началу 1979 г. достигло 120 тысяч!
У нас в стране первые "Оптимисты" были построены в 1963 г. Затем Таллинская экспериментальная верфь спортивного судостроения не только освоила выпуск таких швертботов, но и стала делать комплекты заготовок для их самостоятельной сборки на местах. Немало лодок построено и самими ребятами в детско-юношеских спортивных парусных школах, яхт - клубах, морских кружках и пионерских лагерях. В этом классе ежегодно проводится чемпионат СССР, в котором участвуют юные
яхтсмены практически из всех союзных республик. Так, могу вам сказать, что в минувшем спортивном сезоне 1980 года выиграл чемпионат страны - стал чемпионом СССР в классе "Оптимист" четырнадцатилетний Борис Аношкин из далекого и совсем не морского города Омска. Множество соревнований проводится в этом классе и на местах: ведь там, где есть четыре - пять "Оптимистов", уже можно устраивать гонки! А во время весенних всесоюзных соревнований в Севастополе одновременно принимают старт по 100 - 110 "Оптимистов". Это, пожалуй, одна из самых представительных - по числу судов - участников - парусных встреч. Вы, наверное, смотрели по телевидению торжественную церемонию закрытия парусной регаты XXII Олимпиады. Помните, как в море пошло множество маленьких яхт. Это тоже были точно такие же "Оптимисты", как изображенный на этой картинке.
Предыдущая глава | Главная | Следующая глава |