Однажды Жорес Иванович пригласил двух ребят "прогуляться" вместе с ним по магазинам - подобрать подходящую ткань. Пока ездили по городу, он кое - что рассказал о материале, из которого шьют паруса.
- Вот уже 30 лет, как на лучших гоночных яхтах традиционную льняную и хлопчатобумажную парусину сменили синтетические ткани - дакрон, терилен, лавсан, а для шитья самых легких парусов - нейлон. Первые три из названных тканей вырабатываются из волокон полистера - полимера, получаемого в процессе переработки нефти; сырьем для нейлона служит каменный уголь. Паруса из синтетики прочны и легки, не гниют и не растягиваются при сильном ветре, как это неизбежно бывает с парусами из растительных волокон. Часто синтетические ткани пропитывают синтетическими же смолами, благодаря чему они становятся еще более гладкими и плотными, долго сохраняют ту форму, которую придал парусу мастер.
Искать в магазине лавсан - отечественный вариант дакрона - бесполезно: эта ткань пока выпускается в ючень небольших количествах и поступает только на верфи. Да и портить такой материал для шитья первого паруса, когда нам еще только предстоит осваивать тайны этого тонкого дела, пожалуй, не стоит. Попробуем найти что - нибудь подходящее среди обычных хлопчато - б у м а ж ны х тканей.
Давайте прикинем, каким условиям должна отвечать ткань для нашего паруса.
Она должна быть возможно более плотной - воздухонепроницаемой, чтобы не продуваться ветром, а использовать всю его энергию на создание тяги. Испытать плотность ткани можно, приложив кусочек ее к губам и попытавшись ее продуть: хорошая ткань для паруса не будет продуваться совсем или будет продуваться с трудом.
Ткань должна быть достаточно прочной, иначе парус просто не выдержит действия ветра. Прочность обычно проверяется в лаборатории: замеряют усилие, при котором разрывается полоска определенной ширины.
Паруса из прочных синтетических тканей шьют из широких ее полотнищ - в полную ширину материала. Если используется ткань из растительных волокон - даже лучшая специальная парусина, приходится разделять полотнище ткани по ширине на две или даже три части, заранее закладывая продольные складки - фальшшвы. В каждом таком фальшшве ткань оказывается сложенной в три слоя, благодаря этому парус в целом становится прочнее, меньше растягивается под действием ветра.
Вот, кстати сказать, и третье важнейшее свойство: способность не растягиваться под нагрузкой. Растягиваясь, парус быстро теряет свою аэродинамическую форму и работает гораздо хуже. Особенно ценятся ткани, которые не дают большой вытяжки при действии растягивающих сил, направленных под углом к направлению нитей, из которых выткано полотно. Так, например, действует натяжение фала вдоль передней шкаторины.
Наконец, ткань должна быть гладкой. Последнее свойство очень важно при ходе в бейдевинд, когда возрастающие силы трения о парус заметно тормозят продвижение яхты вперед.
Вес ткани находится в прямой связи с прочностью и нерастягиваемостью. Когда сравниваются ткани, выработанные из одного материала, можно сказать, что чем больше вес 1 м2 ткани, тем из более толстых и прочных нитей она выделана, тем она плотнее. Для наших "Оптимистов" нужна ткань весом 120 - 200 г/м2. Более тяжелая - будет хуже принимать необходимую форму в слабый ветер да и просто груба для такого маленького паруса. Если же взять легкую ткань весом 80 - 100 г/м2, она окажется недостаточно прочной и плотной.
Что же мы ищем? Для паруса "Оптимиста" годится перкаль, миткаль, бязь, тик для пера (из него обычно шьют чехлы на матрасы и подушки), в крайнем случае - "плащ - палатка". Желательно, чтобы парус был белым, но можно купить ткань какого - либо "морского" цвета - голубого, синего, светло - зеленого, красного, даже желтого: красивый парус получится, если цветные полотнища чередовать с белыми.
Ткань надо покупать с запасом. Обычно на швы, различные местные усиления, усадку и в отходы уходит не менее 20% площади ткани. Значит, для нашего паруса площадью 3,7 м2 нужно купить 4,5 м2 ткани.
В тот день на паруса для первых двух "Оптимистов" купили 10 метров тика для пера шириной 90 см и попутно пару катушек белых ниток № 10. Жорес Иванович обнаружил в наборе туристских игл настоящую парусную трехгранную иглу: приобрели сразу несколько таких наборов. Запаслись также парой тюбиков резинового клея и несколькими сапожными шильями.
Предыдущая глава | Главная | Следующая глава |