С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ!

Такая команда на любом корабле служит сигналом для принятия немедленных действий для спасения человеческой жизни. Капитан должен изменить курс так, чтобы оказаться в непосредственной близости от тонущего и иметь возможность поднять его на борт.

Был у нас случай, когда на чемпионате ВМФ по морскому многоборью экипаж яла, заканчивавшего парусную гонку первым, сошел с дистанции, чтобы спасти тонущего рыбака. На закрытии соревнований адмирал, прежде чем награждать победителей, объявил перед строем благодарность тем, кто спас жизнь человека.

Обнаружить среди волн и не потерять из виду тонущего - дело не простое. Подойти же к нему на парусной лодке может только умелый рулевой.

Однажды в Таллине, в Пирите, - это там, где находится теперь Парусный центр, мне привелось наблюдать такой эпизод. Швартуя гребную лодку к буйку, возвращавшийся с рыбалки в заливе человек свалился в воду. Берег был совсем рядом, но рыбак этот, видимо, плавать не умел, и стал звать на помощь. И вот два паренька на швертботе "Кадет", тренировавшиеся на реке вблизи клуба, в мгновение ока сделали поворот и оказались около тонущего, осторожно подойдя с подветра, чтобы не ударить его корпусом. Втащить его на швертбот им оказалось не под силу, удалось только навалить грудью на наветренный борт, и в таком вот "полупогруженном" положении они успели доставить его на берег раньше, чем мы подбежали к месту происшествия.

Не сомневаюсь, вы всегда будете помнить правило: прийти на помощь человеку, оказавшемуся за бортом, - долг чести каждого яхтсмена!

Подход к бую или плавающему человеку.

Проведем занятие, которое даст вам необходимые для этого практические навыки. Итак, вам необходимо оказаться точно в нужной точке, подойдя к ней без хода - против ветра с растравленным парусом. Упростим задачу. Вам нужно пришвартоваться к тому самому бую, вокруг которого вы учились делать повороты. Кстати, такого рода маневр делают все яхты, которые швартуются, как правило, носом к бую, а кормой к бону. Яхта сначала подходит к бую, экипаж убирает паруса, а потом, подав бросательный конец на бон, подтягивает ее к нему кормой.

Яхта может выходить к бую любым курсом по отношению к ветру, однако конечный маневр подхода всегда одинаков: у буя она должна потерять ход, а для этого ее нужно поставить носом против ветра, в левентик. Выполнение подхода требует точного расчета, хорошего глазомера, четкости действий, так что успех достигается по мере накопления достаточного опыта.

Результатом подхода яхты к бую является закрепление за его рым швартовного конца, а мы будем считать, что задача решена, если вам удастся, стоя в левентик с растравленным парусом, коснуться буя рукой.

Проработаем действия рулевого сначала теоретически - на бумаге. Предположим (смотри схему вверху), что вы идете курсом бакштаг или галфвинд, а буй - это может быть опрокинувшийся швертбот или плавающий человек - находится от вас с подветра. Пройдя траверз буя, увалимся до фордевинда, затем сделаем поворот фордевинд и сразу же приведем швертбот в левентик так, чтобы он встал как раз у буя.

При выполнении этого упражнения обратите внимание на расстояния, на которых вы будете огибать буй. На схеме я обозначил их буквами А и 5, поскольку для каждой конкретной яхты и различных условий они будут разными. А и Б зависят от поворотливости яхты, ее инерции, скорости, силы ветра, волнения и течения на акватории, слаженности работы экипажа, - словом, это уравнение с шестью неизвестными! Решить его помогает только тренировка.

Для легкого "Оптимиста", который поворачивается чуть ли не на месте и в средний ветер после приведения в левентик теряет скорость почти мгновенно, можно считать, что А = 4 ... 6 м и Б = 3 ... 4 м.

Для вашей лодки все-таки лучше немного проскочить буй, чем не дотянуть до него, ибо первую ошибку можно исправить простым дрейфом под ветер, а при второй придется делать повторный заход: когда же речь идет о спасении человека, потеря времени недопустима!

В свежий ветер поворот фордевинд опасен, поэтому многие рулевые предпочитают выполнять маневр несколько иным способом - без поворота. Не доходя определенного расстояния до траверза буя, рулевой уваливает лодку на фордевинд и, спустившись на то же расстояние Б, приводит швертбот к ветру - в левентик.

Если швертбот проходит с подветра от буя, то достаточно привестись до бейдевинда в тот момент, когда лодка гарантированно выходит на буй, и закончить маневр все тем же левентиком в непосредственной близости от буя. В очень свежий ветер и при большой волне, когда нет уверенности в точном выходе на буй, лучше взять курс немного - на 2 - 3 м - наветреннее цели. Выйдя сюда в полный бейдевинд или даже в галфвинд, рулевой может растравить шкоты и сдрейфовать к бую. Потравливать шкоты можно начать заранее; важно, чтобы, регулируя скорость хода и дрейф, вы оказались в нужном месте за кратчайшее время.

Маневрирование при подходе к человеку, плавающему в воде, в принципе ничем не отличается от подхода к бую. Разница лишь в том, что буй стоит на месте - не дрейфует и, наконец, за него достаточно зацепиться отпорным крюком, а к человеку нужно подойти так, чтобы было удобно поднимать его на яхту. Правда, на наш маловместительный "Оптимист" можно взять не всякого человека и не во всякую погоду.

Если речь идет о спасении взрослого человека, лучше подать пострадавшему конец и отбуксировать его к берегу. Ни в коем случае нельзя втаскивать человека через борт - швертбот опрокинется! В крайнем случае, если спасаемый вами человек имеет небольшой вес, надо помочь ему забраться в лодку через транец.

Предыдущая глава Главная Следующая глава