С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

ОБШИВКА КОРПУСА ФАНЕРОЙ

- В чертежах указана толщина обшивки днища 1/2 дюйма, а бортов - 3/8 дюйма. Нетрудно подсчитать, что это примерно соответствует 13 и 10 мм. Поскольку мы будем оклеивать днище стеклотканью, можно использовать более тонкую 10-миллиметровую фанеру. Борта обошьем "восьмеркой": в конце концов, не в океан же мы собираемся на нашей лодке! Если бы у нас была бакелизированная фанера, хватило бы 7 мм не только на борта, но и на днище.

Соединение листов обшивки на подкладной планке. Упоры с клиньями для поджатия бортовой обшивки к лекалам на шп. 3 и 5.

Для упрощения работ по стыковке листов решено было склеивать их не "на ус", а на подкладной планке. Потребовалось сделать шесть таких планок, поскольку каждую заготовку предстояло собрать из трех частей по длине. Планки шириной по 100 мм вырезали из той же фанеры, что и заготовки обшивки.

Прострогав прилегающие одна к другой кромки соседних заготовок так, чтобы в соединении не было зазора, листы уложили вплотную один к другому стороной набора вверх. На соединение уложили подкладную планку так, чтобы стык оказался по середине ее ширины, и обчертили ее по обеим боковым кромкам. Затем сняли планку и промазали все сопрягающиеся поверхности эпоксидным клеем (карандашные линии на листах показывали при этом границу клеевого слоя). Листы перевернули стороной набора вниз. Аккуратно наложили оба листа на планку, подсунув под нее обрезок доски, и запрессовали соединение гвоздиками 2 х 25. Чтобы листы не сдвинулись в процессе работы, каждый из них сначала прибили к планке парой гвоздиков. Гвозди ставили в шахматном порядке в три ряда с шагом 50 мм.

Когда все гвозди были забиты, заготовку перевернули, отодрали подложенную под планку доску, и, поддерживая стык снизу тяжелой стальной болванкой, загнули концы гвоздиков, чтобы они оказались утопленными ниже поверхности фанеры. Таким образом выполнили все шесть стыков. Получились два бортовых листа 4800 х 750 мм и один лист днища 3600 х 650 мм.

Для упрощения работ по установке бортов к лекалам № 3 и 5 прикрепили деревянные упоры. Теперь лист обшивки было просто поддерживать на месте и прижимать к лекалам, забивая клинышки. Борта плотно прижали к скуловым стрингерам, лекалам и форштевню, используя струбцины и стягивание прочным шнуром.

С внутренней стороны обшивки на борта перенесли риски линии борта, намеченные на каждом лекале, и прочертили линию по наружной кромке скулового стрингера. Для контроля положения листа по длине прочертили вертикальные линии по носовой кромке миделевого лекала № 4, а также по наружным кромкам транца и форштевня. Одновременно на скуловых стрингерах наметили места, в которых нужно было сделать углубления для подкладных планок стыков. Сняв борта с набора, при помощи гибкой рейки и прижимающих ее грузов точно по рискам прочертили плавную линию борта и обрезали лист по всем четырем кромкам, оставляя припуск 5 мм на окончательную строжку.

Затем листы окончательно поставили на места, прижимая к лекалам при помощи струбцин и упоров, и закрепили: на клею и шурупах - к форштевню и обвязке транца, на клею и гвоздях - к скуловому стрингеру.

Прострогав днищевые кромки бортов вровень со скуловыми стрингерами, на корпус наложили заготовку днища и закрепили ее парой гвоздиков на форштевне и транце. Обчертили контур листа по скулам и наметили места набора. На скуловых стрингерах наметили места для врезки планок на стыках фанеры. Обрезанный по контуру с тем же припуском 5 мм лист днища уложили на место и закрепили к стрингерам, идя от середины в нос и корму. По рискам, заранее нанесенным на бортах, на днище прочертили три линии - положение днищевых флоров на шп. 2, 4 и 6. Ориентируясь по этим линиям, ребята смогли быстро и точно рассверлить отверстия под шурупы 4 х 40, располагая их в шахматном порядке с шагом 80 мм.

После высыхания клея выступающие кромки днищевого листа прострогали, слегка скруглив их для плотного облегания скулы стеклотканью при последующей оклейке днища. По кромкам бортов поставили на клею и гвоздях-заклепках привальные брусья. Сначала рейку привального бруса прихватили к борту несколькими струбцинами, оставляя небольшой припуск на окончательную строжку выступающей кромки фанеры. Затем насверлили сквозных отверстий с шагом 200 мм. У ребят уже были заготовлены самодельные медные гвозди-заклепки диаметром 3 мм и шайбы для них, поэтому все делалось по всем правилам науки (можно было применить и шурупы 4 х 24, как показано на чертеже). Накопленный при постройке "Оптимиста" опыт позволял работать быстро и без суеты.

Когда форштевень, транец и лекала были освобождены от креплений к стапелю, лодку приподняли на руках, перевернули и поставили днищем на пол.

Предыдущая глава Главная Следующая глава