Основные судостроительные и морские термины, которые необходимо знать юному судостроителю и яхтсмену
Аврал - работа, в которой принимает участие весь экипаж.
Ахтерлюк - люк для доступа в ахтерпик.
Ахтерпик - кормовой отсек; часть помещения, расположенная в самой корме.
Ахтерштаг - трос стоячего такелажа, раскрепляющий мачту в продольном направлении - идущий с топа мачты к корме.
Ахтерштевень - конструктивная деталь, задающая очертания кормовой оконечности; на А. соединяются поясья наружной обшивки в корме; на А. навешивается перо руля.
Бак - носовая часть палубы судна - от форштевня до мачты.
Бакштаг - 1. Курс парусного судна относительно ветра, при котором ветер дует с кормы под углом к ДП от 15 до 85°. - 2. Трос стоячего такелажа, раскрепляющий мачту с кормы и сбоку - под углом к ДП. На яхтах нижние концы Б. крепятся к ползунам или талям, благодаря чему Б. не мешают свободно переносить гик с борта на борт при перемене галса.
Балансирный руль - руль, ось вращения которого проходит не по передней кромке, а на некотором расстоянии от нее.
Балл - 1. Мера силы ветра по шкале Бофорта, названной так по имени английского адмирала-гидрографа. Самый сильный ветер - ураган - оценивается 12 баллами. - 2. Мера величины волнения.
Балласт - груз, который укладывают в трюм, на днище, для обеспечения остойчивости судна. На яхтах Б. выполняется в виде фальшкиля.
Баллер - ось руля; вертикальный вал, к которому крепятся перо руля и румпель (сектор при штуртросовой проводке).
Банка - поперечная доска, служащая как подкреплением корпуса шлюпки, так и для размещения на ней гребцов. Моряки обычно называют Б. любое сиденье.
Бант - нашивка на парусе для упрочнения отдельных его мест (например, в районе отверстий для взятия рифов).
Барк - парусное судно с тремя и более мачтами с прямыми парусами на всех мачтах кроме "сухой" бизань-мачты, которая несет только косые паруса.
Баркас - самая большая шлюпка с 14 - 22 веслами, снабжаемая обычно двухмачтовым парусным вооружением.
Батоксы - кривые линии на проекции "бок" теоретического чертежа, получаемые при сечении поверхности корпуса вертикальными
Бегучий такелаж - совокупность снастей - подвижных тросов, при помощи которых ставятся и спускаются паруса и производится управление ими.
Бейдевинд - курс парусного судна относительно ветра, при котором ветер дует с носа под углом к ДП от 30° (крутой Б.) до 85° (полный Б.).
Бензель - перевязка двух тросов тонким тросом; по способу выполнения напоминает марку.
Бермудский парус - косой треугольный парус.
Бейфут - короткая снасть у усов гафеля или гика, не дающая им отделяться от мачты.
Бизань-мачта - кормовая мачта многомачтового судна. На двухмачтовой яхте Б.-м. называется кормовая мачта в том случае, если она по высоте меньше главной передней мачты.
Бизань - косой парус на бизань-мачте. Ко всем деталям рангоута и такелажа этой мачты дается дополнительно наименование Б.; напр., бизань-гик, бизань-фал и т. п.
Бимс - поперечная горизонтальная связь набора - подпалуб-ная балка, служащая для поддержания настила палубы и противодействия поперечным нагрузкам, сжимающим корпус с бортов.
Битенг - прочная тумба, установленная на палубе для закладывания швартовов, якорных и буксирных канатов.
Блок - простейшее устройство, состоящее из вращающегося шкива, оси и щек, служащее для изменения направления тяги снасти бегучего такелажа или для уменьшения усилий, требующихся для выбирания снасти. Шкив имеет желобок по диаметру троса. Б. бывают одно-, двух- и многошкивные.
Блоки плавучести - надежно закрепленные куски пенопласта, служащие для обеспечения непотопляемости в случае заливания лодки водой.
Бок - проекция теоретического чертежа, на которой представлен вид корпуса судна сбоку.
Бон - плавучий причал. Г
Борт - боковая поверхность корпуса судна. Различают правый (если встать лицом к носу) и левый Б.
Боут - упрочняющая парус накладка, пришиваемая к местах приложения особенно большой нагрузки - в углах.
Боцман - ответственный за содержание судна в чистоте и порядке; обычно Б. заведует тросами, красками и прочим расходным судовым имуществом, руководит палубными работами.
Брештук - горизонтальная треугольная деталь, соединяющая в носу привальные брусья и стрингера с форштевнем.
Брюканец - кусок парусины (кожи и т. п.), который служит для герметизации места прохода мачты через палубу (крышу рубки) - пяртнерса.
Буер - ледовая яхта, перемещающаяся по льду на коньках при помощи паруса или крыла. Обычно имеет два боковых конька и один рулевой. В нашей стране получили распространение буера классов С8 (с площадью паруса 8 м2), С12 (12 м2), "Монотип-XV" и "DN".
Буй - поплавок из листового металла, пенопласта или дерева, служащий для обозначения навигационных опасностей, для швартовки судов и т. п.
Буртик - продольная рейка, прикрепляемая снаружи к бортам для предохранения обшивки от повреждения.
Бушприт - наклонное рангоутное дерево, выступающее вперед с носа судна и служащее для постановки кливеров. Благодаря значительному выносу вперед этих носовых парусов обеспечивается необходимая поворотливость многомачтового парусного судна.
Бухта - 1. Трос, аккуратно свернутый кольцами, цилиндрами или восьмеркой. - 2. Небольшой залив, открытый морю с одной стороны.
Валкость - способность судна крениться под действием ветра или вследствие перемещения груза (свойство, противоположное остойчивости). Отсюда термин "валкая лодка", "валкий корабль".
Ванта - снасть стоячего такелажа, при помощи которой мачта раскрепляется с бортов.
Вант-путенсы - металлические детали, посредством которых ванты крепятся к бортам или палубе яхты.
Ватерлиния - линия на поверхности корпуса судна, получаемая его сечением горизонтальной плоскостью или поверхностью воды. На теоретическом чертеже (см. главу 1) В. имеют вид кривых линий на проекции "полуширота". Обычно осадку судна и высоту надв. борта указывают от КВЛ - конструктивной В. при полной расчетной нагрузке судна.
Ватервейс - примыкающий к борту участок палубы, выполняемый обычно в виде широкой дубовой доски.
Вахта - вид дежурства, для которого выделяется определенная часть экипажа.
Верфь - предприятие, занимающееся постройкой и ремонтом судов.
Водоизмещение - объемное В. - это объем воды, вытесняемой судном согласно закону Архимеда. Весовое В. - это вес (масса) вытесненной судном воды, равный весу (массе) судна при той или иной его нагрузке (например, полное В. - со всеми запасами, грузом и экипажем на борту).
Водорез - передняя кромка форштевня, рассекающая воду.
Выбленки - концы тонкого троса, укрепляемые поперек вант и служащие ступеньками для подъема на мачту.
Выбирать - вытягивать конец (трос) на себя.
Вымпел - длинный узкий флаг, поднимаемый под верхней краспицей или на топе мачты с начала навигации. Может обозначать принадлежность яхты к определенному яхт-клубу или участие ее в том или ином событии, гонке.
Вымпельный ветер - кажущееся направление ветра, получаемое при сложении истинного ветра и встречного потока воздуха, скорость которого равна скорости движения яхты.
Галанить - способ гребли одним веслом, имеющим опору на транце, - веслу придаются одновременно разворот лопасти и размахи лопасти с борта на борт.
Галс - 1. Курс парусного судна относительно ветра (см. главу 1). Если ветер дует с правого борта, то говорят, что оно идет правым Г., если с левого - левым. Сделать галс - пройти одним галсом, не поворачивая. - 2. Короткая снасть, при помощи которой удерживается на нужном месте нижний наветренный угол паруса.
Галфвинд - курс парусного судна относительно ветра, при котором направление ветра составляет с ДП угол около 90°. Когда яхта идет в Г., говорят, что она идет "в по л ветра".
Гальюн - туалет на судне. Получил свое название от носового свеса на парусниках, где устраивались туалеты для команды.
Гафель - наклонное подъемное древко рангоута, служащее для крепления к нему верхней шкаторины четырехугольных - гафельных - парусов.
Гафель-гардель - снасть, при помощи которой гафель поднимают на мачту (см. также дирик-фал).
Гельмпорт - отверстие в днище или ахтерштевне, через которое проходит баллер руля. Внутри корпуса баллер обычно заключается в гельмпортовую трубу.
Гик - горизонтальное древко рангоута, крепящееся пяткой к мачте; служит для крепления и растягивания по нему нижней шкаторины косого паруса.
Гика-шкот - снасть бегучего такелажа, при помощи которой гик вместе с парусом устанавливается под нужным углом к ветру.
Глиссирование - движение судна в режиме скольжения по поверхности, когда большая часть его веса поддерживается гидродинамической подъемной силой, действующей на плоское днище при высокой скорости.
Грот-мачта - главная мачта парусного судна.
Грот - на одномачтовых яхтах (при вооружении кэт, шлюп, тендер) косой парус, ставящийся передней шкаториной на мачте. На двухмачтовых кече и иоле Г. стоит на передней мачте; на двухмачтовой шхуне - на задней. На больших парусниках с прямым вооружением Г. называется парус, самый/ нижний на грот-мачте.
Гуари - тип треугольного косого паруса, верхняя часть которого пришнуровывается к рейку, параллельному мачте и составляющему ее продолжение.
Дакрон - синтетическая парусная ткань.
Дельные вещи - общее название различного рода деталей оборудования яхты; это - утки, кнехты, киповые планки, люки, иллюминаторы, трапы, скобы, рымы и т. д.
Дейдвуд - узкая нижняя часть корпуса, примыкающая к килю или ахтерштевню, набираемая из толстых деревянных брусьев.
Дейдвудная тоуба - труба, через которую выходит наружу гребной вал. На внутреннем конце Д.т. снабжается уплотнительным устройством - сальником.
Дирик-фал - снасть бегучего такелажа, при помощи которой поднимается и удерживается в нужном положении гафель (см. также гардель).
Диаметральная плоскость (ДП) - продольная вертикальная плоскость, делящая судно по ширине на две симметричные части.
Дифферент - угол продольного наклонения судна, вызывающий разность в осадках носа и кормы.
Дрейф - снос судна с курса под влиянием бокового ветра, течения.
Задрайка - устройство для плотного закрывания - задрайвания иллюминаторов, дверей и крышек люков. Существуют винтовые задрайки с гайками-барашками и клиновые.
Закладка - начало сборки корпуса судна. В мелком судостроении 3. называется также основной узел, собранный из киля, фор- и ахтерштевней.
Заложить - закрепить конец за стопор, утку, кнехт и т. п.
Замок - соединение двух брусьев встык посредством врезки их концов один в другой и стягивания болтами.
Заход ветра - изменение направления ветра, при котором курс судна относительно ветра становится более крутым (изменение в обратном направлении называется отходом ветра).
Иллюминатор - окно на судне.
Иол - двухмачтовая яхта с косыми парусами, на которой бизань-мачта расположена позади баллера руля.
Кабельтов - мера длины, служащая в море для измерения сравнительно небольших расстояний. Равен 0,1 морской мили или 185,2 м.
Каболка - свитая из волокон нить, из которой свивают п р я-д и троса.
Камбуз - раньше так называлась чугунная судовая плита для приготовления пищи. В настоящее время К. называют судовую кухню.
Канаты - самые толстые растительные или синтетические тросы кабельной работы, т. е. свитые из трехпрядных тросов в качестве прядей.
Капитан - старшее лицо на судне; К. беспрекословно подчиняется экипаж. В СССР всеми яхтами с площадью парусности свыше 60 м2 и яхтами с меньшей парусностью, но при плавании их за пределами определенных прибрежных районов, имеют право командовать только лица, получившие Диплом яхтенного капитана.
Кап - входной люк с задвигающейся крышкой.
Карленгс - деталь продольного набора палубы, поддерживающая бимсы.
Катамаран - судно, составленное из двух узких и длинных корпусов, соединенных поперечными балками или сплошным мостом.
Катер - 1. Небольшое моторное судно со стационарным двигателем. - 2. Гребная шлюпка средних размеров, рассчитанная на 10 - 18 гребцов.
Кеч - двухмачтовая яхта с косыми парусами, на которой бизань-мачта стоит в нос от баллера руля.
Килеватость - характеристика формы килеватого днища, представляющего собой угол с вершиной при киле; измеряется величиной угла между основной плоскостью и поверхностью половины днища от ДП.
Киль - основной продольный брус набора (закладки) корпуса судна, располагаемый в ДП по днищу и простирающийся от форштевня до транца или ахтерштевня.
Кильблок - основание, подогнанное точно по обводу днища яхты или лодки для ее установки на берегу, палубе большого судна.
Кильсон - продольная балка набора корпуса, которая укладывается внутри судна вдоль киля поверх шпангоутов и соединяется с килем сквозными болтами.
Киповая планка - деталь палубного оборудования, служащая для изменения направления швартовного троса.
Класс - группа судов, удовлетворяющая каким-то общим, специальным (оговоренным правилами постройки и обмера) требованиям. В яхтостроении различают классы-монотипы, при постройке которых необходимо строго выдерживать все установленные правилами класса размеры, обводы корпуса и т. п., и свободные классы, правила которых содержат лишь минимум ограничений.
Кливер - косой треугольный парус, ставящийся впереди стакселя.
Клипера - быстроходные трехмачтовые парусные суда с полным прямым вооружением, появившиеся в первой половине XIX века. Отличались острыми обводами корпуса и увеличенной парусностью.
Клинкер - обшивка из досок, перекрывающих одна другую кромками; называется также обшивкой "внакрой" и "кромка на кромку".
Клотик - точеный деревянный кружок, надеваемый на топ флагштока или мачты.
Клюз - отверстия в бортах, фальшбортах, палубе для прохода якорного каната, швартовов.
Кнехт - деталь палубного оборудования, состоящая из основания и двух тумб; за К. закладывают швартовные концы.
Кница - вспомогательная деталь набора, подкрепляющая угловые соединения балок, связей, частей корпуса.
Кноп - вертикальная мощная кница, соединяющая форштевень с килем.
Кокпит - углубление, "гнездо" или вырез в палубе малого судна для размещения экипажа.
Комингс - обделка по периметру вырезов в палубе; порожек двери.
Компромисс - тип яхты, на которой имеются и невысокий балластный фальшкиль и опускающийся шверт.
Конец - всякая свободная, не принадлежащая к бегучему или стоячему такелажу снасть, отрезок троса.
Контргалс - короткий галс при лавировке, который необходимо сделать в сторону от генерального курса, чтобы выбраться на ветер.
Корабль парусный - имеющее три и более мачт парусное судно с полным прямым вооружением (в отличие от барка на бизань-мачте несет не только косые, но и прямые паруса). С точки зрения вооружения - то же, что и фрегат.
Коренной конец - конец снасти, который за что-либо заложен, закреплен; например у шкота - за парус, у якорного каната - за скобу якоря и т. п.
Корма - задняя оконечность судна.
Корпус - 1. Кузов, основа судна, состоящая из наружной обшивки, палубы и набора в виде продольных и поперечных балок. - 2. Проекция теоретического чертежа, на которой представлен вид корпуса судна с носа и с кормы.
Коуш - металлическое кольцо с желобком (может иметь и форму, близкую к треугольнику), которое вплеснивается в конец троса для защиты его от износа.
Кранец - оплетенная тонким тросом подушка (парусиновый мешок, набитый мягким материалом; резиновый цилиндр и т. п.), вывешиваемый за борт судна для предохранения обшивки от повреждений при стоянке у причала, стенки, другого судна.
Краспица - распорка между мачтой и вантой для увеличения угла раскрепления мачты.
Крейсер (крейсерская яхта) - яхта, предназначенная для дальних плаваний.
Крен - наклонение судна на борт.
Кренгельс - кольцо,, свитое из прядей тонкого троса и заделанное в шкаторины парусов для крепления снастей - галса, шкота и др.
Кэт - тип парусного вооружения с одним косым парусом на одной мачте.
Лавировка - ход под парусами против ветра по ломаной линии - со сменой галсов (то правым, то левым галсом).
Лата - тонкая гибкая пластина (рейка, линейка), которую вставляют в нашитые на парус латкарманы для того, чтобы поддерживать выпуклую форму задней шкаторины.
Лавсан - синтетическая ткань, разработанная в СССР (по начальным буквам: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии Наук).
Левентик - нерабочее положение парусов, когда они стоят передней шкаториной прямо против ветра и полощут.
Леер - туго натянутый трос с обоими закрепленными концами; Л. ставятся, например, для ограждения палубы, для установки тента, для постановки дополнительных парусов и т. п.
Лекала - прочные деревянные шаблоны, воспроизводящие очертания теоретических шпангоутов; обычно набор Л. служит для постройки яхт, шлюпок и т. п. с дощатой или реечной обшивкой. Также - любая доска с кромкой, простроганной по обводу корпуса.
Лик - кромка паруса.
Ликтрос - трос пологой свивки, пришитый к шкаторине (лику) паруса для усиления.
Ликпаз - паз, выемка в мачте (гике) для крепления шкаторины паруса.
Линь - тонкий трос, выделанный из высококачественной пеньки.
Лопарь - см. ходовой конец.
Лопасть весла - рабочая часть - уширение весла, напоминающее лопатку.
Люверс - металлическое кольцо; Л. обделываются отверстия в парусе, служащие для его пришнуровки к рангоуту.
Люк - защищенное крышкой отверстие в палубе для входа во внутренние помещения (входной Л.), освещения и вентиляции (светлый Л.), погрузки (грузовой Л.).
Малка - заданный теоретическим чертежом корпуса угол между плоскостью обшивки и примыкающей к ней подгоняемой поверхностью детали набора.
Марка - заделка свободного конца троса обматыванием его прочной ниткой.
Мидель (мидель-шпангоут) - середина судна, средний шпангоут.
Мидельвейс - средняя, идущая в ДП доска палубного настила.
Миля - единица для измерения расстояния на море, равная одной минуте дуги земного меридиана. В СССР принята стандартная морская миля, равная 1852 м.
Монотип - класс яхт, при постройке которых необходимо делать строго одинаковыми корпуса, парусное вооружение и оборудование. Например, все олимпийские классы яхт ("Солинг", "Финн" и др.) являются М.
Набивать - натягивать снасть втугую, выбирать слабину.
Набор судна - основа, скелет корпуса, состоящий из продольных и поперечных связей, придающих ему необходимую прочность и жесткость.
Наветренная сторона - та сторона судна (причала и т. п.), которой оно обращено к ветру.
Навигация - наука о вождении судна в море.
Надстройка - закрытое помещение, выступающее выше палубы и простирающееся от борта до борта. Если между продольными стенками помещения и бортами остается проход, это - рубка.
Непотопляемость - свойство судна оставаться на плаву в случае получения пробоины, заливания волной или опрокидывания.
Нок - внешний, наружный конец любого горизонтального или наклонного рангоутного дерева.
Нок-бензельный угол - угол паруса, который крепится к ноку гафеля или рея.
Нос - передняя часть судна.
Обводы - форма, наружные очертания корпуса судна, в первую очередь - его подводной части.
Обмер - измерение размеров корпуса и парусного вооружения яхты с целью определить соответствие их правилам классификации и постройки данного класса.
Обшивка - водонепроницаемая оболочка судна.
Обух (обушок) - болт с кольцом.
Оверштаг - поворот яхты, при котором она пересекает линию ветра носом.
Огон - петля, заплетаемая на конце (или в середине) снасти.
Оковки - разного рода металлические детали, закрепляемые на деревянном рангоуте для присоединения такелажа.
Осадка - отстояние самой нижней точки судна от поверхности воды.
Остойчивость - способность судна противостоять кренящим силам и после прекращения, их действия возвращаться в прямое положение.
Отдать снасть - снять ее со стопора, утки или кнехта и свободно отпустить.
Оснастка - совокупность всех тросов стоячего и бегучего такелажа.
Основная линия (ОЛ| - линия теоретического чертежа судна, проходящая через нижнюю точку киля параллельно плоскости ватерлинии. Обычно от ОЛ (или плоскости ОП) ведется отсчет координат деталей корпуса по высоте.
Оттяжка - снасть, служащая для оттягивания в сторону, в определенном направлении, детали рангоута или паруса (напр., на "Оптимисте" - оттяжка гика).
Паз - продольное соединение поясьев обшивки, щель между досками обшивки или палубы.
Пайол - настил из плотно подогнанных деревянных щитов, закрывающий трюм.
Пал - чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые крепят швартовы.
Палуба - закрытие корпуса сверху, герметичный настил.
Переборка - вертикальная перегородка на судне, разделяющая внутренние помещения на отсеки или каюты.
Перо руля - плоская рабочая часть руля.
Пиллерс - вертикальная стойка, поддерживающая бимс.
Плавник - пластина, закрепляемая на днище, служащая р,"$ повышения устойчивости на курсе. П. называется и киль яхты, если он делается в виде отдельной крыловидной детали, закрепляемой к корпусу.
Плаз - ровная площадка (пол, щит), на которой вычерчивается в натуральную величину теоретический чертеж корпуса и очертания его отдельных деталей. Существует также парусный П., на котором размечают и сметывают паруса.
Планширь - доска или брус, накрывающий свободную кромку борта беспалубной лодки или верхнюю кромку фальшборта.
Погибь бимсов - поперечный изгиб, кривизна, покатость палубы.
Погон - металлический прут, рельс, по которому блок какой-либо снасти (например, гика-шкота) свободно переходит из одного положения в другое, с борта на борт.
Подветренная сторона - сторона, противоположная наветренной, защищенная от ветра.
Подволок - потолок, внутренняя поверхность палубного настила, крыши рубки.
Подзор - кормовой свес, нависающая над водой кормовая часть судна.
Подлегарс - продольная связь набора корпуса шлюпки, проходящая по бортам, на которую опираются банки.
Подуключина - гнездо для уключины.
Полуширота - проекция теоретического чертежа корпуса судна - вид сверху на правую половину корпуса.
Потравить - немного ослабить натяжение снасти. Пояс (поясья) - доска обшивки, простирающаяся от носа до кормы судна (может быть составным по длине).
Привальный брус - мощный деревянный брус, закрепленный по борту снаружи для защиты корпуса от повреждений. На малых судах П. Б. называют также внутренний брус, соединяющий верхние концы всех шпангоутов и расположенный внутри корпуса.
Привести судно к ветру - взять курс ближе к линии ветра, круче.
Причертить - подогнать какую-либо деталь корпуса или оборудования точно по обводу корпуса.
Проз - двухкорпусное судно, состоящее из основного корпуса и аутригера - поплавка меньшего объема, закрепляемого на поперечных балках с одного из бортов основного корпуса.
Протест - форма заявления в судейскую коллегию парусных соревнований на неправильные действия соперника, противоречащие правилам гонок.
Прядь - составная часть троса, свитая из нескольких каболок.
Пузо - выпуклость паруса, благоприятно влияющая на величину движущей силы.
Пяртнерс - отверстие в палубе, банке, для прохода мачты.
Пятка - внутренний, обращенный к мачте конец гика, гафеля; нижний конец баллера руля.
Разбивка - вычерчивание теоретического чертежа на плазе в натуральную величину.
Развал борта - наклон верхней части бортов в наружную (от ДП) сторону.
Рангоут - общее название всех мачт, реев и пр. дерев на судне, служащих для постановки парусов.
Распашное весло - весло без утолщения (валька) для гребли одной рукой.
Реек - рангоутное древко для растягивания по нему шкаторины паруса, если он не снабжен гиком или гафелем.
Релинг - жесткое ограждение палубы в носу и корме, сделанное из труб.
Рея (рей) - рангоутное дерево, подвешиваемое за середину к мачте для растягивания по нему шкаторины прямого паруса.
Рифы взять - уменьшить площадь паруса при усилении ветра. Нижнюю часть паруса скатывают и подвязывают к гику короткими завязками - риф- штертами или пришнуровывают риф-сезнем. На малых яхтах применяют различные патент-рифы - устройства для наворачивания паруса на гик.
Рулевой - член экипажа, находящийся на вахте у штурвала, на румпеле. Яхтсмены, сдавшие экзамены по специальной программе и имеющие определенный стаж плавания под парусами, получают дипломы рулевого 2- го и 1-го класса, дающие право на самостоятельное управление яхтами с парусностью соответственно до 30 и до 60 м2 с ограничением района плавания.
Румпель - рычаг, при помощи которого поворачивают перо руля.
Рундук - ящик с верхней крышкой, служащий для хранения личных вещей или снабжения на судне.
Рыбина - 1. Деревянные щиты из реек либо отдельные доски, которые укладываются на дно шлюпки для предохранения обшивки. - 2. Линия теоретического чертежа, называемая также диагональю.
Рым - металлическое кольцо, продетое в обух.
Рыскать - временно и незначительно уклоняться от курса из-за плохого управления, под действием ударов волн, вследствие рыскливости самогс судна - плохой устойчивости на курсе.
Сегарс - скользящие по мачте кольца, к которым привязывает-
Седловатость - продольная кривизна палубы (линии борта), поднимающейся вверх в носу и (меньше) в корме.
Серп - выпуклая часть шкаторины паруса.
Скула - выпуклая часть корпуса в месте перехода днища в борт; район перехода (в плане) средней части к оконечностям.
Слаблинь - тросик, которым парус пришнуровывают к мачте, гику или рейку.
Слань - см. пайол.
Слип - наклонная площадка для спуска судов на воду; иногда снабжается рельсами и тележками.
Спинакер - большой, напоминающий парашют, выпуклый парус, который ставится только на попутных курсах.
Сорлинь - тросик для подъема подъемной части пера руля или крепления его к корпусу судна (для страховки).
Стаксель - косой треугольный парус, ставящийся перед мачтой.
Старнкница - мощная кница, соединяющая киль с ахтерштевнем (транцем).
Стапель - основание, на котором осуществляется сборка корпуса судна.
Степс - гнездо на киле, в которое мачта вставляется своим нижним концом - шпором.
Стоячий такелаж - совокупность тросов, которые раскрепляют мачты в нужном положении.
Стрингер - продольный брус, деталь набора корпуса, проходящая по днищу и бортам. По скуле ставится скуловой С.
Стык - соединение деталей, например, торцов досок или фанерных листов обшивки.
Талреп - винтовая стяжка, применяемая для натягивания стоячего такелажа.
Тендер - одномачтовое судно с косыми парусами, несущее кроме стакселя еще и кливер (иногда еще и третий парус - летучий кливе р). Теоретический чертеж - изображение формы корпуса, его наружной поверхности, в виде точного масштабного чертежа в трех проекциях.
Топ - верхний конец мачты, любого вертикального дерева.
Топенант - снасть бегучего такелажа, служащая для поддержания гика или реев.
Топтимберс - верхняя, бортовая часть шпангоута, составленного из отдельных деталей - футоксов.
Топштаг - штаг, идущий от топа мачты.
Траверз - направление, перпендикулярное борту судна.
Травить - понемногу выпускать снасть.
Транец: - плоская кормовая (иногда и носовая) оконечность корпуса.
Трап - лестница на судне.
Трапеция - снасть, один конец которой закреплен вверху на мачте, а второй присоединяется к специальному поясу, надетому шкотовым матросом. Позволяет матросу вывешиваться за борт и тем самым увеличивать откренивающий момент.
Трос - любая веревка или стальной канат на судне.
Тузик - маленькая шлюпка, обычно размещаемая на палубе яхты.
Узел - 1. Единица скорости судна, равная одной миле в час (1,852 км/ч). - 2. Всякая связка, сделанная на снасти или вокруг какого-либо предмета; связка тросов между собой.
Уключина - металлическая поворотная скоба, в которую вставляется весло.
Утка - двурогая планка для крепления снастей бегучего такелажа или швартовов.
Фал - снасть бегучего такелажа для подъема парусов или реев.
Фалинь - трос, привязанный на носу или в корме лодки для швартовки.
Фановый угол - верхний угол, за который фалом поднимают парус.
Фальшборт - доска, поставленная на ребро вдоль наружного края палубы и предохраняющая людей от соскальзывания за борт.
Фальшкиль - продольный защитный брус, закрепленный снаружи корпуса к килю и по днищу. На яхтах выполняется в виде металлической отливки и служит для обеспечения остойчивости.
Фальшшов - складка на парусе для упрочнения полотнища ткани.
Фарватер - проход для судов между мелями и другими опасностями.
Флаг - поднимаемое в соответствии с установленными правилами полотнище, обозначающее принадлежность судна государству, спортобществу, клубу и т. п.
Флор - днищевая деталь составного шпангоута, соединяющая его части при киле.
Флортимберс - нижняя, днищевая часть составного шпангоута.
Фок-мачта - передняя мачта на шхунах и парусниках с прямым вооружением.
Фордевинд - курс парусного судна относительно ветра, когда он дует прямо с кормы.
Форлюк - люк в форпик.
Форпик - носовой отсек, отделенный от остальных помещений таранной переборкой.
Форштевень - наклонный (иногда криволинейный) брус, образующий носовую оконечность судна; на Ф. крепятся носовые концы поясьев наружной обшивки.
Футшток - шест для измерения глубины.
Ходовой конец - тот конец, за который снасть выбирают.
Шаблон - лекало, выкройка той или иной детали, служащая для ее разметки и установки.
Швартовать - зачаливать судно к берегу или другому судну.
Швартов - конец, трос, используемый для швартовки.
Шверт - выдвижной киль.
Шверц - шверт, навешиваемый с борта.
Шкаторина - кромка паруса.
Шергень-линия - контрольная горизонтальная линия, наносящаяся при сборке шпангоутных рам и необходимая для сборки корпуса на стапеле.
Шквал - внезапный, сильный, но продолжающийся недолго порыв ветра.
Шкот - снасть бегучего такелажа, ввязываемая в шкотовый угол косого паруса для растягивания его по гику, а также снасть, при помощи которой устанавливают под нужным углом к ветру гик или реек вместе с парусом (либо стаксель).
Шкотовый угол - нижний задний угол паруса, за который закладывают шкот.
Шкрабать, шкрабить - отдирать с корпуса старую краску при помощи остро заточенного инструмента - шкрабки.
Шлаг - оборот снасти вокруг чего-нибудь.
Шлюп - одномачтовое парусное судно, оснащенное косыми парусами с одним стакселем.
Шпангоут - поперечная связь, ребро, деталь набора корпуса судна. При постройке малых судов зачастую производится предварительная сборка цельных шпангоутных рамок (из двух флортимберсов, флора, двух топтимберсов и бимса). Ш. теоретические - кривые линии на проекции "корпус" теоретического чертежа, получаемые при сечении поверхности корпуса вертикальными поперечными плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута.
Шпация - расстояние, промежуток между шпангоутами.
Шпигат - отверстие в комингсе, детали набора для стока воды.
Шпор - нижний конец мачты.
Шпринтов - реек, распирающий четырехугольный парус по диагонали.
Шпрюйт - снасть, разносящая нагрузку, например, от гика-шкота, на две точки.
Шпунт - выемка, паз в киле, форштевне для крепления досок обшивки.
Штаг - снасть стоячего такелажа, поддерживающая мачту спереди.
Штаг-карнак - штаг, соединяющий топы мачт при многомачтовом парусном вооружении.
Штевень - сокращенное название фор- и ахтерштевня.
Штерт - короткая тонкая снасточка.
Штиль - безветрие.
Штурвал - рулевое колесо.
Штуртрос - стальной гибкий трос, передающий вращение от штурвала на румпель или сектор на баллере руля.
Шхуна - многомачтовый парусник, несущий на всех мачтах косые паруса (кроме фок-мачты, на которой могут быть кроме косых и 2 - 3 верхних прямых паруса с реями).
Якорь - приспособление для удержания судна на месте при его стоянке на свободной воде.
Ял - короткая и широкая, мореходная гребно-парусная корабельная шлюпка; по числу весел называются "двойками", "четверками" и "шестерками".
Ялик - небольшая шлюпка для перевозки людей через небольшие пространства, для сообщения крупной яхты с берегом.
Предыдущая глава | Главная | Следующая глава |