С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

1

УРОКИ КОРАБЕЛЬНОЙ НАУКИ

УЧЕНИКИ И УЧИТЕЛЬ

Мальчишки появлялись в нашем заводском яхт - клубе каждой весной. Точнее, в конце мая, когда кончались занятия в школе. Потом - летом - их не было видно: разъезжались, кто в пионерлагеря, кто с родителями в отпуск. Но к осени, перед началом нового учебного года, неизменно появлялись снова.

Нетрудно было догадаться, что каждый из них мечтает об одном - выйти под парусом в залив, только мечта эта оставалась неосуществимой. Никаких судов детско-юношеских классов клуб не имел. Возиться с ребятами было некому. Возможность забраться на борт яхты представлялась им только тогда, когда на задний двор вытаскивали списанные или предназначенные для капитального ремонта суда. Да и то клубовское начальство смотрело на это косо: свернут шею - придется кому - то отвечать! "А то и стащат, что плохо лежит", - ворчали дежурные. И начали мальчишек понемногу гонять уже не только из рабочей гавани, но и с заднего двора.

Как раз в это время поступил в клуб на работу новый боцман - старый военный моряк Жорес Иванович Забудько. Главстаршина Забудько прослужил на флоте без малого тридцать пять лет. Началась его служба, однако, не на боевом корабле, а на парусной яхте.

Было это в самые первые месяцы войны. Когда фашистские армии двинулись на Ленинград, для охраны подходов к городу с моря был сформирован специальный отряд из малых судов, которые в обычное

мирное время никому и в голову не приходило считать подходящими для боевой службы! Основную силу спецотряда составили две двухмачтовые крейсерские яхты, в помощь им были приданы несколько швертботов и катеров. Задания отряду приходилось выполнять самые разные - от скрытной высадки в тылу врага разведчиков, до перевозки боеприпасов и эвакуации раненых. Командовали им опытные яхтенные капитаны, превосходно управляющие бесшумными и мелкосидящими парусниками, знающие все мыслимые и немыслимые проходы мелководной Невской губы. Отслужив в этом отряде около года, Жорес Иванович навсегда связал свою жизнь с морем и парусом. На каких бы кораблях не приходилось ему потом служить, с румпелем парусной лодки не расставался. Неоднократный участник соревнований флотских "шестерок" и баркасов, Жорес Иванович с особой охотой учил молодых матросов парусному делу. Уж он - то знал по собственному опыту, как это необходимо каждому уважающему себя моряку!

Новый боцман сразу обратил внимание на бесцельно слонявшихся ребят, собрал их и быстро нашел дело всем. Одним поручил красить буйки, других определил "шкрабить" вытащенный на берег катер - соскабливать с него старую краску, с третьими занялся ремонтом катерного двигателя.

Настоящий моряк должен уметь все. И головой хорошо работать и руками, - говорил он. - В море на дядю рассчитывать не приходится. Снасть починить - сам, парус зашить - сам, случись пробоина - заделать ее тоже надо уметь! А в море даже щи сварить - дело не простое.

Ребята днями не отходили от Жореса Ивановича. Вскоре их стали звать не иначе как боцманской командой, гонять перестали, относились к ним уже без всякой неприязни.

Как - то во время "перекура" Жорес Иванович собрал подопечных у "вахтенки", где любил отдыхать на скамеечке.

- Вот что, друзья, - сказал он тогда. - Работа работой, но пора вам и учебой заняться. Вы в клуб, я чувствую, не первую весну ходите, а что вы знаете? О судах, которые здесь стоят, и вообще о парусниках? Вот то - то, что мало. Давайте я кое - что расскажу, а вы постарайтесь запомнить.

Предыдущая глава Главная Следующая глава