С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

4

МАЛЬЧИШКИ СТАНОВЯТСЯ ЯХТСМЕНАМИ

ПЕРВАЯ НАУКА ЯХТСМЕНА

"Оптимист" сверкал свежей краской и лаком, все было готово к выходу на воду, но залив еще не очистился ото льда и до открытия навигации оставалось время. В ожидании погожих дней Жорес Иванович решил познакомить ребят с такелажным делом.

- На нашем "Орионе" - больше километра различных канатов, стальных и синтетических тросов. Вы, конечно, обратили внимание, что каждая снасть в зависимости от выполняемой ею работы - передаваемого усилия - имеет определенный диаметр, определенную конструкцию, способ проводки и крепления к рангоуту и дельным вещам. Нам на первых порах придется иметь дело лишь с небольшим количеством концов - моряки любой трос называют концом, а не веревкой, как я однажды слышал от кого-то из вас. И тем не менее все должны хорошо знать, как тот или иной конец правильно обработать, хранить, завязывать и закладывать.

Если не говорить о стальных тросах - их на "Оптимисте" нет, то можно сказать, что тросы выделывают из растительных волокон (пеньковые, хлопчатобумажные, сизальские) или синтетических волокон (капроновые, нейлоновые и т. п.).

Плетение тросов - старинное ремесло. Волокна свивают в каболки, затем каболки - впряди. Обычный витой трос состоит из трех таких прядей, а вот самые толстые канаты свивают из трех тросов. В последнее время появились плетеные тросы. Вот такие плетеные тросы из капрона или хлопчатобумажных нитей мы и применим для оснащения своих лодок.

Плетеный трос                                          Витой трос
Основные виды тросов


Заделка концов троса: а - оплавление конца троса из синтетических волокон и заделка липкой лентой; б - наложение марки парусной ниткой.

Еще одна тонкость. Поскольку самые тонкие тросы - диаметром до 10 мм - называют линями, правильнее сказать, что мы будем иметь дело именно с линями.

Когда моряк вырезает из троса какую-либо снасть, он сразу же накладывает на оба ее конца марку - плотную схватку, препятствующую распусканию троса. На "плетенке" можно наложить марку липкой лентой. На синтетическом тросе можно оплавить концы прядей огнем спички, так чтобы они сплавились вместе.

На тросах из растительных волокон марку накладывают толстой парусной ниткой. Длина марки должна быть на 1 см больше диаметра троса. Конец нитки складывают в виде петли, обращенной к концу троса, и, начиная с внутреннего конца марки, туго навивают нужное количество витков или, правильнее сказать, шлагов, так как любой оборот троса или снасти вокруг чего-либо называют шлагом. Затем конец нитки просовывают в петлю и втягивают ее за конец петли под витки марки.

Вы заметили, с какой быстротой на "Орионе" были подняты, а при входе в гавань опущены паруса. Это было бы невозможно сделать, если бы ходовые концы фалов не хранились аккуратно собранными в бухты. Любой конец, будь то на яхте или на берегу, всегда нужно хранить собранным в бухту и готовым к действию.

Собрать трос в бухту несложно. Возьмите конец троса в левую руку и набросайте в ее открытую ладонь шлагами весь трос, следя, чтобы он не был закручен. Длину шлагов выбирают в зависимости от диаметра троса и его длины. Тонкую плетенку, например, можно собрать в бухточку из шлагов длиной по полметра. Когда останется конец длиною около метра, его обносят два-три раза поперек - вокруг бухты, затем, сложив петлей, просовывают в верхнюю половину бухты и надевают петлю сверху на бухту. Оставшийся - ходовой конец троса просовывают под эту же петлю. Видите - бухта готова. Ни при каких обстоятельствах она самостоятельно не распустится, пока мы не вытащим ходовой конец из петли.

Вы, конечно, слышали о морских узлах. Их насчитывается великое множество. Моряки сами не могут договориться - сколько же их! Общими для всех морских узлов чертами являются: простота вязания, простота и быстрота развязывания (раздачи), исключительная надежность, если конечно, узел применяется правильно - именно для тех случаев, для которых он рекомендован правилами хорошей морской практики.

Для начала достаточно знать несколько наиболее употребительных узлов. С их помощью вы сможете пришвартовать лодку, заложить буксирный конец, закрепить снасти на "Оптимисте".

Начнем с узла, который вы, сами того не подозревая, завязываете каждый день, надевая ботинки. На морском языке узел, применяющийся для связывания двух примерно одинаковых по толщине концов, называется прямым, если он без петли, и рифовым, если на одном из концов делается петля, облегчающая раздачу узла.

Итак, сложите оба конца рядом и обнесите один вокруг другого так, чтобы один расположился сверху, а второй - снизу. Поверните оба конца навстречу друг другу и повторите операцию. Если узел завязан правильно, то с левой стороны два конца идут поверх петли, а с правой - под петлей (или наоборот). Если же концы идут "враздрай" - один сверху петли, а другой снизу, то у вас получился не прямой морской узел, а ненадежный узел, который моряки называют "бабьим".

Так трос собирают в бухту.                 А так кончают уборку троса в бухту.
Прямой и рифовый узлы.                           Так вяжется восьмерка.
Штык со шлагом.                           Выбленочный узел.
Беседочный узел.
Так надо закладывать конец за утку                    Крепление конца на кнехте.
Цифрами показана последовательность завязывания узла.

Шнурки на ботинках приучитесь завязывать рифовым узлом. Он получается, если один из концов на прямом узле сложить петлей. Достаточно дернуть за этот конец - узел развязан. Почему он называется рифовым? Вы уже знаете, что когда на парусниках при усилении ветра нужно было уменьшить площадь паруса, его подтягивали к рею, укладывали здесь в виде складок и связывали парусину короткими кончиками - риф-штертами. Чтобы потом можно было быстро раздать их, штерты вязали рифовым узлом.

Еще один простой узел - восьмерка. Его завязывают, например, чтобы конец не выхлестнулся из блока. Если трос оборвался, а наложить марку нет времени, восьмерка не даст концу распуститься на пряди.

Теперь несколько одинаковых по назначению, но отличающихся исполнением узлов для швартовки лодки. Чаще других применяется простой штык. Наложив конец, например - на сваю, петлей, его обносят дважды вокруг троса и затягивают. Если не хотят, чтобы узел затянулся, свободный конец прихватывают к тросу тонким штертом или же подсовывают конец под одну из прядей троса.

Когда имеется опасность, что трос может перетереться, то делают штык со шлагом, дважды обнося трос вокруг сваи. Еще один вариант похожего узла - рыбацкий штык. Он отличается от штыка со шлагом тем, что ходовой конец троса сначала просовывают внутрь шлага, а потом уже обносят вокруг коренного конца троса. Чаще всего этот узел применяют для ввязывания каната в якорную скобу или швартовный рым.

Вы уже, наверное, заметили, каким узлом я привязывал шпрюйт гика-шкота к гику. Называется он выбленочным, так как в старину таким узлом крепили тросовые перекладины - выбленки - к вантам. Это один из самых надежных самозатягивающихся узлов.

Часто нужно сделать на конце незатягивающуюся петлю. Для этого вяжут беседочный узел. Прикинув нужный размер петли, в начале ее на тросе делают кольцо, просовывают в него снизу ходовой конец, и, обнеся вокруг коренного конца, вновь просовывают ходовой конец в кольцо. Попробуйте теперь затянуть эту петлю!

Совершенно необходимо каждому хорошо знать, как правильно крепить концы на утке и кнехте. Тут не приходится вязать какие-либо узлы, но важно соблюдать последовательность укладки шлагов троса. Если трос заложен правильно, в случае необходимости срочно отдать конец никакой заминки с этим не будет.

Вот, незаметно, мы познакомились с десятком узлов. Их вы должны научиться вязать с закрытыми глазами. Ни один из этих проверенных морем узлов вас не подведет.

Предыдущая глава Главная Следующая глава