С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

СТАРТЫ НА СУШЕ

Теплый, солнечный выпал день. Ветерок с моря гонит светлую рябь. Жаль, яхты еще на берегу! Конечно, "Оптимист" можно было бы спустить на воду и сегодня, но только у Жореса Ивановича на этот счет другое мнение. Вытащили швертбот и все его снабжение на берег - возле клубной мачты, поставили на кильблок.

 

- Давайте вооружим судно и будем плавать пока на суше. Парус у нас уже пришнурован к мачте и гику, остается вставить мачту через пяртнерс в степс. С вооружением "Оптимиста" забот немного! Но, прежде чем ставить парус, нужно определить откуда дует ветер. На воде вооружать швертбот следует, когда он стоит носом против ветра - в левентик, иначе парус раньше времени наполнится ветром и может либо сбросить вас в воду, либо навалить лодку на берег.

Итак, поставим швертбот носом к ветру. Парус свободно полощется, как флаг. Теперь немного развернем лодку, чтобы ветер дул не прямо в нос, а чуть с левого борта - в левую скулу. Такой курс относительно ветра, как вы знаете, будет называться бейдевинд. Рулевой, ему сидеть нужно ближе к левому - наветренному, борту, чтобы откренивать швертбот, выбирает слабину гика-шкота.

Видите, парус забрал ветер и встал по правому борту. Ветер дует слева, значит мы "идем" в бейдевинд левым галсом.

Попробуем слегка потравить шкот. Парус ушел под ветер. Часть паруса у мачты заполоскала - перестала работать. Если бы такое случилось во время гонок, соперник сразу же ушел бы от нас вперед - ведь мы потеряли ход! Но нельзя и излишне туго выбирать шкот: при этом тяга паруса уменьшится, а лодка получит сильный крен.

На курсе бейдевинд, как, впрочем, и на любом другом, рулевой должен быть очень внимательным, надо все время чувствовать направление ветра и его изменения. Хорошо, что на топе мачты нашего швертбота закреплен небольшой флажок - вымпел из легкого батиста: он помогает определить направление ветра. В крутой бейдевинд ветер должен обдувать парус под углом примерно 20°; при этом парус развивает максимальную тягу.

Сейчас, пока швертбот неподвижен, направление вымпельного ветра совпадает с направлением истинного. На воде, когда швертбот имеет ход, вымпел развернется ближе к ДП лодки. Соответственно придется еще немного подобрать шкоты.

Вернемся, однако, к нашему положению сейчас: швертбот с заполаскивающим парусом потерял ход. Что должен предпринять рулевой? Не стоит сразу выбирать парус втугую - скорости это нисколько не прибавит. Лучше отклониться от острого курса - увалиться под ветер, а когда парус вновь заработает и лодка наберет ход, можно будет возвращаться на прежний курс - приводиться. Для этого плавно и ненамного кладем руль на левый борт и одновременно подбираем шкот, чтобы парус продолжал работать, не заполаскивая.

Кстати, напомним: лодка поворачивает в ту сторону, в которую отклоняют перо руля. Все команды подают, называя борт, в сторону которого должен пойти нос лодки. Например, если я скомандую: "Лево на борт!", нужно направить нос лодки влево, а чтобы перо руля отклонилось налево, румпель повернуть вправо.

В море ветер, особенно, если он слабый, редко дует в постоянном направлении. Поэтому во время гонки надо уметь использовать каждый заход ветра, чтобы хоть недолго, но пройти круче - выиграть высоту, как говорят яхтсмены. Смысл этого выражения будет понятен, если вернуться к аналогии между парусом и крылом. При полетах на планере преимущество имеет тот, кто первоначально взлетел выше. На парусных соревнованиях выигрывают те, кто сумел оставить соперника под ветром. И неслучайно поворотные знаки на гоночной дистанции называют: тот, к которому нужно идти, поднимаясь против ветра, верхним, а противоположный, к которому спускаются по ветру, - нижним.

Стремясь выиграть высоту, нельзя забывать, что слишком круто к ветру ни одно парусное судно ходить не может: оно при этом не только теряет ход, но и получает сильный дрейф - его быстро сносит с заданного курса. В том-то и заключается искусство рулевого, чтобы в каждом случае, на каждом колене дистанции и при любом заходе ветра находить положение, при котором парус работает наиболее эффективно, а судно идет кратчайшим путем на знак. Здесь нужен опыт, но одно правило запомните сразу. Лучше шкоты перетравить, чем перебрать: парус должен работать где-то на границе заполаскивания у передней шкаторины.

И еще одно простое правило: гик должен делить угол между направлением вымпельного ветра и ДП лодки примерно пополам.

Лавировка - "Оптимист" идет на верхний знак в бейдевинд, меняя галсы. Выполнение поворота оверштаг.

Очень крутым бейдевиндом чаще всего ходят на лавировке. Это когда генеральный курс, т. е. направление по прямой к заданной цели, идет как раз против ветра. Понятно, что чем круче идет судно к ветру, тем меньше ему придется делать галсов, тем короче фактический путь до цели.

При лавировке судно попеременно идет то левым, то правым галсом, делая повороты носом против ветра - оверштаг. Угол между прежним курсом и новым обуславливается лавировочными качествами яхты, т. е. ее способностью идти против ветра. Величина лавирочного угла определяется конструктивными особенностями яхты, но во многом она зависит и от гонщика. Неправильно поставленный парус, излишние движения рулем - все это так или иначе отражается на лавировочных качествах судна.

Здесь, на земле, понять, как следует делать поворот оверштаг, довольно сложно. Поворот совершается в движении - благодаря инерции, которую набрал швертбот на предыдущем галсе, так как когда судно приводится на ветер и проходит положение левентик, оно неизбежно теряет ход - ведь парус не работает, а встречный ветер только тормозит. Поэтому поворот оверштаг всегда нужно делать в хорошем темпе.

Если лодка шла до этого в крутой бейдевинд, то сначала надо слегка увалиться, чтобы набрать побольше хода. Руль в момент поворота быстро, но плавно перекладывается на ветер. Больше чем на 40° перекладывать руль не стоит - поворот от этого быстрее не станет, зато потеряете много хода. Когда нос швертбота перевалит через линию ветра, нужно пропустить гик над головой и пересесть на наветренный борт. Шкот берите в ту руку, которой прежде держали румпель, а румпель - той, в которой был шкот.

Руль нужно плавно переложить в нейтральное положение. Если нос лодки слишком быстро катится под ветер, легким движением румпеля в наветренную сторону следует одержать швертбот на нужном курсе.

Потренируйтесь по очереди. Двое будут разворачивать швертбот, а рулевой выполнять маневр. Все правильно! Только после поворота нельзя так круто ставить швертбот к ветру. Есть риск, что он против вашего желания сделает новый поворот в обратную сторону или приобретет задний ход, все придется начинать сначала.

Выполнение поворота фордевинд.

После поворота пройдите чуть увалистее, обязательно наберите ход, а потом уже ложитесь на крутой курс.

Внимание! Рулевой ухитрился после смены галса сесть спиной к носу. Это никуда не годится: так вы сразу потеряете ориентировку и упустите ветер. Рулевой при любом маневре должен смотреть вперед!

Теперь поставьте швертбот так, чтобы ветер дул ему с кормы примерно под 30е. Это курс бакштаг. Попробуйте правильно поставить парус относительно вымпельного ветра. Помните: гик должен делить угол между его направлением и ДП пополам.

Другое правило на полных курсах: задняя шкаторина должна слегка "заигрывать".

Попробуем теперь переменить галс - сделать поворот, следуя полным курсом. Можно, конечно, привестись и сделать уже знакомый нам поворот оверштаг. Однако в данном случае гораздо быстрее, почти без потери хода, можно повернуть, пересекая направление ветра не носом, а кормой. В этом и заключается смысл поворота фордевинд или через фордевинд.

Последовательность действий рулевого при повороте фордевинд такая. Сначала уваливаемся на чисто попутный относительно ветра курс - фордевинд и пересаживаемся на середину - в ДП лодки. Одновременно выбираем гика-шкот. Теперь малейшего движения руля достаточно, чтобы, получив ветер с другой стороны, парус стремительно перебросился на противоположный борт. Потравливаем гика-шкот, ложимся на нужный курс.

В свежий ветер такой маневр не лишен риска - можно опрокинуть швертбот, поэтому выполнять его следует с должным вниманием. Перед переходом на другой галс гика-шкот нужно выбрать втугую, чтобы ослабить рывок при перебрасывании гика с борта на борт. Надо очень плавно перекладывать руль и сразу же травить шкот, чтобы лодку резко не привело к ветру; в случае необходимости придется движение к ветру задержать рулем. Только убедившись, что все в порядке, можно подбирать шкот и ложиться на нужный курс.

Проделайте несколько раз этот маневр. Здесь, на суше, опасности опрокинуться нет, нужно только остерегаться, чтобы не попало гиком по голове!

Предыдущая глава Главная Следующая глава