С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

ТРЕНИРОВКА НА ВОДЕ

- Для начала определим направление и силу ветра. Судя по флагу на мачте, дует чистый норд. Сила его, если судить по волне в заливе, балла два: в более свежий ветер были бы видны барашки. Не забывайте, однако, что в бухте под берегом ветер может не совпадать с общим направлением, а сила его меньше.

Отход от бона при отжимном ветре.

Задание такое: отойти от бона, полным курсом дойти до буя, стоящего посреди бухты, обогнуть его, вернуться назад.

Каких это потребует действий? Давайте разберем основные маневры - проделаем это упражнение сначала на берегу.

Направление ветра - наиболее благоприятное для отхода: он отжимает швертбот от бона. Ставим лодку правым бортЪм к бону. Шкот растравлен, парус свободно развернуло ветром. Вообще в более свежий ветер, да и на яхте покрупнее "Оптимиста", для постановки парусов следовало бы стать на швартов носом к бону - в левентик, но сейчас в этом необходимости нет. Рулевой садится на наветренный правый борт, румпель берет в левую руку, шкот - в правую. Швертбот пойдет в бакштаг правым галсом. В момент отхода лучше увалиться под ветер, чтобы быстрее отойти от бона и набрать ход. Неплохо, если вы сможете оттолкнуть лодку от бона и задать ей ход вперед.

Вы спрашиваете, можно ли будет отойти, если швертбот стоит у того же бона, но с наветра? Конечно. Если ветер прижимной - веслом отгребите подальше, а там, уже имея небольшой ход, направьте лодку на нужный галс и подбирайте шкот. Само собой, шверт должен быть опущен. Для тяжелой яхты дело сложнее, однако и здесь стараются сначала обойтись без парусов: например - выбираются на якоре,

Когда будете приводиться до заданного курса на буй, не забывайте, что сначала нужно повернуть руль, а затем уже выбирать шкот до положения, при котором парус стоит, не заполаскивая. Старайтесь выполнять все маневры плавно, иначе можете проскочить линию курса, - придется уваливаться вновь, швертбот из-за этих рысканий потеряет ход. Буй держите точно по носу. Снос из-за дрейфа можете не учитывать, так как расстояние до буя невелико.

Не забывайте, что "Оптимист" поворачивается буквально "на пятке". Чтобы не навалить на буй, надо оставить его позади - на две-три длины швертбота, и только после этого начинать поворот.

Выполнять поворот оверштаг нужно, не мешкая. Инерция у легкого суденышка мала, стоит на миг задержаться в положении левентик - оно получит задний ход. Вообще говоря, и в таком положении поворот может быть завершен. Для этого нужно задержать рукой гик, чтобы парус работал в обратную сторону, и переложить руль на противоположный борт, а когда линия ветра будет пройдена, лечь на нужный курс. Это, однако, уже крайняя мера. При таком повороте на заднем ходу яхта теряет скорость и высоту. Может получиться, что буй вообще не удастся обогнуть, тогда придется все начинать снова.

Исправление неудавшегося поворота оверштаг.

Обогнув буй, вы ложитесь на обратный курс и идете в лавировку. Ветер сейчас не сильный, но все равно не забывайте откренивать швертбот. На крутых к ветру курсах располагайтесь, сидя на днище у наветренного борта. При слабых ветрах этого вполне достаточно, чтобы компенсировать возникающий крен. При усилении же ветра придется садиться на наветренный борт и откренивать лодку более энергично, откинувшись на ветер и держась ногами за ремень, закрепленный у противоположного борта. Вот здесь-то и понадобится удлинитель румпеля - "кочерга": им можно управлять лодкой, не нагибаясь за румпелем.

Реагируйте на каждый порыв ветра, соразмеряя свои усилия по открениванию с его силой. Если при внезапном ослаблении ветра вовремя не передвинуться внутрь лодки, швертбот может оказаться залитым через наветренный борт. При плавании вблизи берега учитывайте, что швертбот может неожиданно для вас оказаться в ветровой тени от высоких зданий или деревьев - ветер пропадет. И наоборот: на парус может обрушиться внезапный порыв ветра, дующего, как из трубы, из какой-либо выходящей к берегу улицы, ложбины и т. п.

В слабый ветер                                                 В сильный ветер
Откренивание швертбота.

Если почувствуете, что откренивать лодку трудно, потравите шкот, идите с частично обезветренным парусом.

* * *

Теперь разберем основные правила подхода к бону.

При отжимном ветре, дующем сейчас, подходить к бону нужно в бейдевинд. Ход при этом в любой момент можно уменьшить до нуля, приводя лодку в левентик или растравливая парус. У самого бона разверните швертбот бортом к бону и, растравив шкот, гасите ход, одерживайтесь за бон рукой. Если швертбот с растравленным парусом остановится слишком далеко от бона, придется выбрать шкот и повторить подход. Все будет зависеть от того, насколько хорошо рулевой чувствует ход судна, его* инерцию.

Подойти к бону при прижимном ветре - проще. Лучше всего подходить курсом, близким к галфвинду. Зная инерцию своей лодки, рулевой, не доходя определенного расстояния до места швартовки, растравливает гика-шкот, чтобы обезветрить парус. Лодка теряет ход, ветром ее прижимает к причалу. Растравливать шкот нужно по возможности ближе к причалу, чтобы дрейф был недолгим и лодка не успела развернуться носом по ветру. Швартовка к наветренной стороне бона, однако, нежелательна, поскольку в свежий ветер можно повредить борт, особенно если нет кранцев.

Подход к бону при отжимном ветре.


Подход к бону при прижимном ветре.


Отход при ветре вдоль бона.


Подход к бону при ветре вдоль него.

Если ветер дует вдоль бона, нужно подходить к нему в крутой бейдевинд с таким расчетом, чтобы у самого бона привести лодку к ветру, растравить парус и по инерции "притереть" ее бортом к кромке бона. Если свободная длина причала достаточна, можно приводиться в непосредственной близости от бона и спокойно двигаться вдоль него, пока лодка полностью не остановится. Если же причал впереди занят стоящими яхтами, важно очень точно рассчитать инерцию лодки, чтобы она остановилась в пределах свободной части бона.

Заодно отметим, что и отходить от бона при ветре вдоль него несложно. Швертбот ставится носом против ветра, шкот растравлен. Отдают носовой конец и, сильно оттолкнувшись - задав ход вперед, рулем отводят швертбот от бона, подбирают шкот. Лодка ложится в полный бейдевинд или галфвинд и постепенно набирает скорость.

На этот раз разрешаю швартоваться любым способом, как кому покажется удобнее. Главное - избегайте навала на бон!

* * *

Это был незабываемый день.

Когда каждый из ребят по разу прошел до буя и обратно, Жорес Иванович собрал всех и подвел итог:

- Будем считать, что с первым заданием справились все. Отдельные огрехи пока не в счет. Глаз у вас еще не наметан, инерцию вы чувствуете плохо - все это так и должно быть. Поэтому и буй многие обогнуть не сумели, и к бону не сразу подошли. Шкот у большинства был перебран, а у некоторых - недобран. Все слишком жестко держали румпель, резко его дергали, швертбот поэтому все время рыскал. В такой ветер румпель нужно держать двумя пальцами. Кое-кто, прямо скажем, вообще "ехал, куда бог пошлет".

Вот разберем один неудачный маневр. Кто-то из вас - я забыл его имя, проскочил торец бона и растерялся, стал против ветра, потерял ход. В результате швертбот повернуло на левый галс и погнало обратно к бую. Тут, набрав ход, нужно было спокойно делать поворот оверштаг и снова идти к бону. Рулевой стал нервничать, вместо оверштага у него получился поворот фордевинд, к которому он не готовился. Гик перебросило с борта на борт так, что, будь ветер посвежее, рулевой купанья не избежал бы, тем более, что и сесть правильно - посредине корпуса - он не успел...

А вот - типичная ошибка. Все хорошо шли по ветру, но ведь надо помнить при этом направление генерального курса! А некоторые вместо того, чтобы сделать поворот оверштаг и сразу идти к бону, сделали один, а то и два поворота фордевинд, пока сообразили, что к чему. После поворота, особенно, непроизвольного, начинающие яхтсмены обычно теряют ориентацию. Чтобы этого не случилось, прежде всего, не допускайте, чтобы швертбот поворачивал, когда ему заблагорассудится. А готовясь к повороту, заранее определяйте будущий курс.

Каким образом? Давайте разберемся. Например, ваша яхта идет в крутой бейдевинд, угол между направлением ее движения и ветром составляет примерно 45°. Каков лавировочный угол? Правильно, - 90°. Это значит, что после поворота оверштаг ее курс пройдет перпендикулярно прежнему. На лавировке, когда лодка против ветра идет зигзагами, но неизменно под 45° к нему, легко определить точку поворота: нужно, чтобы верхний знак оказался как раз напротив наветренного борта - на линии траверза, т. е. перпендикулярно курсу. Если этот угол между курсом и направлением на знак меньше прямого - вы еще не дошли до точки поворота, если больше - уже проскочили.

Еще совет. Не бойтесь скорости, подходя к причалу в бейдевинд. Вы уже убедились, что швертбот останавливается мгновенно, стоит привестись в левентик или просто растравить парус. А вот при преждевременной потере хода швертбот быстро снесет от бона, подход нужно будет начинать снова.

А в целом, повторяю, вашим первым выходом я доволен. Скоро закончим второй швертбот. К тому времени надо успеть освоить и азы гоночных правил!

Предыдущая глава Главная Следующая глава