Следующая тренировка была необычной. В один из теплых летних дней Жорес Иванович объявил, что будут отрабатываться действия рулевых на опрокинутом швертботе.
Для начала он предложил одному из ребят опрокинуть лодку с поставленным парусом вверх килем.
- Заодно проверим, хватает ли объема пенопласта, который мы закрепили по бортам и у транца!
Плавучести оказалось вполне достаточно - можно было даже вскарабкаться на днище и сесть на него, удерживаясь за шверт. А вот вернуть лодку в нормальное положение простым раскачиванием ее с борта на борт не удалось - остойчивость плавающего вверх килем швертбота оказалась достаточно высокой.
Все происходило совсем рядом с боном, на котором столпились ребята и стоял Жорес Иванович.
- Теперь давайте поставим швертбот, как говорится, по науке. Посмотрите, откуда дует ветер? Ставить лодку нужно, креня ее в наветренную сторону. В этом случае рулевой после спрямления лодки оказывается у наветренного борта и ему будет легче воспрепятствовать повторному опрокидыванию "Оптимиста". Ведь швертбот, залитый водой, очень неостойчив; в сильный ветер при плохо растравленном гика-шкоте повторного оверкиля избежать почти наверняка не удастся! В этом случае лучше освободить нок-бензельный угол паруса от шпринтова и вновь расправить парус уже только после удаления воды из корпуса.
Вставайте на наветренную половину днища и, взявшись руками за шверт, резко накреняйте швертбот на себя.
Взобраться на днище швертбота | Ухватившись за шверт, резко накренить лодку на наветренный борт | Когда мачта появится на поверхности воды, продолжать кренить лодку за шверт |
Окончательно швертбот можно поставить в нормальное положение, ухватившись за борт | Забираться в лодку (особенно - заполненную водой) можно только через транец | Спрямление опрокинувшегося швертбота. |
Когда почувствуете, что лодка в своем вращении перевалила критическую точку, соскальзывайте с днища в воду, но не выпускайте шверта и продолжайте давить на него своим весом. При дальнейшем вращении корпуса ухватывайтесь руками за край борта и удерживайтесь около лодки, пока она не встанет окончательно в прямое положение.
Перед тренировкой мы заранее убрали из лодки все снабжение. Если же оверкиль случится в гонке, то нужно сначала подобрать все, что выпало из швертбота - весло, черпак и т. п. После этого можно влезать в лодку.
Чтобы вновь не опрокинуть ее, влезайте не через борт, а с кормы. Ложитесь грудью на транец и подтягивайтесь вверх, переваливаясь в лодку. При этом часть воды сольется из корпуса за борт.
Теперь задача - удалить из швертбота воду. Проверьте, закрыта ли щель швертового колодца; при необходимости, например, если шверт утерян, заткните щель своей одеждой. Стоя на коленях или сидя на днище, энергично откачивайте воду черпаком, на худой случай - ладонями или шапкой. Только когда внутри лодки станет сухо, можно заняться постановкой паруса и продолжать гонку или возвращаться в гавань.
Еще раз повторим: не отплывайте от швертбота! Раньше или позже, но опрокинутую лодку на воде обнаружат, а вот найти плавающего человека, да еще среди волн, довольно тяжело.
Хотя все вы и освоили спрямление опрокинувшегося "Оптимиста", помните, что "сушить киль" - дело опасное. Какая ни на есть, а все же авария: легко поломать рангоут, можно потерять парус или шверт. Да и чего не бывает в море!
Предыдущая глава | Главная | Следующая глава |