Как и на "Оптимисте", здесь только один шпангоут, расположенный по середине длины лодки. Правильную форму корпуса при постройке задают, кроме шпангоута, семь временных лекал, форштевень и транец.
Ребята вновь распределили работы по "цехам". Одни заготавливали рейки продольного набора и доски для лекал, другие делали плазовую разбивку - вычерчивали контуры этих лекал.
Последовательность разметки их была такова (указаны значения цифр для лекала № 3):
1) вниз от шергень-линии по ДП отложили высоту до днища (337 мм) и до линии борта (334 мм);
2) через эти точки провели две линии, параллельные шергень-линии;
3) отложили на верхней линии - полушироты борта (по 562 мм в каждую сторону от ДП); на нижней - полушироты днища (по 260 мм от ДП);
4) соединили точки скулы и борта прямыми линиями, продлив их до пересечения с шергень-линией.
Сборка лекала по плазу тоже не представила трудности. Два отрезка доски 25 х 100 мм - заготовки бортовых частей (топтимберсов) лекал - уложили на плаз на свои места, строго по линиям очертаний борта. При помощи угольника перенесли с плаза на кромки досок положение линии обрезки нижних концов вровень с днищем. Обрезав бортовые доски в чистый размер, их снова уложили на плаз, а сверху точно по линиям днища и шергень-линии поставили флор и шергень-планку. Кромки всех шергень-планок, которыми лекала будут ставиться на брусья стапеля, предварительно были простроганы и тщательно проверены на прямолинейность.
Скрепив эти четыре доски лекала по углам гвоздями 3X60, обрезали все выступающие концы, которые в дальнейшем могли бы помешать при сборке лодки. На шергень-планку и флор готового лекала перенесли с плаза риски ДП, а на бортах отметили положение линии борта ЛБ.
К лекалам № 2, 4 и 6 временно закрепили гвоздями флоры, которые потом должны будут остаться в корпусе. К флору на лекале № 4 постоянно закрепили топтимберсы мидель-шпангоута.
Транец вычертили прямо на куске 10-миллиметровой фанеры, на которую затем на клею и шурупах поставили бруски обвязки таким образом, чтобы получить размеры, указанные на чертеже.
Одновременно с лекалами заготовили из дубового бруска форштевень.
Заготовка форштевня и крепление к нему обшивки борта.
1 - борт; 2 - шуруп с шагом 60 мм; 3 - форштевень; 4 - оклейка стеклотканью. |
Установка лекал-шпангоутов на стапеле |
Врезка скуловых стрингеров в форштевень и в обвязку транца. |
Стапель собрали из двух 5-метровых досок с прямолинейными простроганными кромками. Составив доски рядом, разметили на их верхней кромке положение мидель-шпангоута и всех поперечных лекал. Затем раздвинули доски на 900 мм и раскрепили их поперечными брусьями, проверяя параллельность; натянули точно по середине между продольными досками струну, обозначающую положение ДП.
Как и "Оптимист", дори собирается в положении вверх килем. Жорес Иванович показал, как надо установить на стапеле лекала, чтобы потом не пришлось снимать малку ни с бортовых, ни с днищевых кромок. Нужно обратить внимание на то-, в какую сторону от теоретической линии данного шпангоута располагаются на чертеже бортовые планки лекала; точно так же следует и ставить их относительно линий шпангоутов, размеченных на стапеле.
Правильный наклон форштевня проверяется при помощи отвеса и рейки, на которую вынесены высота пятки форштевня над контрольной поверхностью стапеля - от струны, обозначающей ДП (667 мм), и расстояние от самой носовой точки штевня до отвеса, опущенного из пятки (575 мм). Точно так же проверяют наклон транца.
Каждое лекало после проверки вертикальности закрепили к стапелю подкосами.
Теперь можно было врезать в лекала заготовленные заранее скуловые стрингера и закреплять их "намертво" - на клею и шурупах - к флорам шп. 3, 4, 6, транцу и форштевню. Затем пришлось немного подстрогать торцы флоров, боковые грани форштевня и транца для плотного прилегания к ним фанерной обшивки, а также снять малку с кромок скуловых стрингеров, прилегающих к днищу.
Предыдущая глава | Главная | Следующая глава |