С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

ИЗГОТОВЛЕНИЕ И УСТАНОВКА НАБОРА НА СТАПЕЛЕ

Как и на "Оптимисте", здесь только один шпангоут, расположенный по середине длины лодки. Правильную форму корпуса при постройке задают, кроме шпангоута, семь временных лекал, форштевень и транец.

Ребята вновь распределили работы по "цехам". Одни заготавливали рейки продольного набора и доски для лекал, другие делали плазовую разбивку - вычерчивали контуры этих лекал.

Последовательность разметки их была такова (указаны значения цифр для лекала № 3):

1) вниз от шергень-линии по ДП отложили высоту до днища (337 мм) и до линии борта (334 мм);

2) через эти точки провели две линии, параллельные шергень-линии;

3) отложили на верхней линии - полушироты борта (по 562 мм в каждую сторону от ДП); на нижней - полушироты днища (по 260 мм от ДП);

4) соединили точки скулы и борта прямыми линиями, продлив их до пересечения с шергень-линией.

Сборка лекала по плазу тоже не представила трудности. Два отрезка доски 25 х 100 мм - заготовки бортовых частей (топтимберсов) лекал - уложили на плаз на свои места, строго по линиям очертаний борта. При помощи угольника перенесли с плаза на кромки досок положение линии обрезки нижних концов вровень с днищем. Обрезав бортовые доски в чистый размер, их снова уложили на плаз, а сверху точно по линиям днища и шергень-линии поставили флор и шергень-планку. Кромки всех шергень-планок, которыми лекала будут ставиться на брусья стапеля, предварительно были простроганы и тщательно проверены на прямолинейность.

Скрепив эти четыре доски лекала по углам гвоздями 3X60, обрезали все выступающие концы, которые в дальнейшем могли бы помешать при сборке лодки. На шергень-планку и флор готового лекала перенесли с плаза риски ДП, а на бортах отметили положение линии борта ЛБ.

К лекалам № 2, 4 и 6 временно закрепили гвоздями флоры, которые потом должны будут остаться в корпусе. К флору на лекале № 4 постоянно закрепили топтимберсы мидель-шпангоута.

Транец вычертили прямо на куске 10-миллиметровой фанеры, на которую затем на клею и шурупах поставили бруски обвязки таким образом, чтобы получить размеры, указанные на чертеже.

Одновременно с лекалами заготовили из дубового бруска форштевень.

Лекала для сборки на стапеле и конструкция лодки-дори. Условно корпус на стапеле показан в положении вниз килем: на самом деле сборка ведется в положении килем вверх.
1 - форштевень, дуб 64 х 90 х 950; 2 - привальный брус, дуб 20 х 40; 3, 5, 8 - банки, фанера 12 мм; 4 - скуловой стрингер, дуб 20 х 25; 6 - топтимберс шпангоута |шп. 4), 20 х 65 х 550; 7 - бруски - фиксаторы ножного упора, 20 х 20 х 180; 6 шт.; 9 - обшивка борта, фанера 8 - 10 мм (если применена бакелизированная фанера, достаточно 7 мм); 10 - зашивка транца, фанера 12 мм; 11 - обвязка транца, 20 х 65; 12 - обшивка днища, фанера 10 - 12 мм (бакфанера 7 мм) с оклейкой стеклотканью; 13 - кормовой плавник, 20 х 75 х 1100; 14, 18, 21 - опорный брусок под концом банки (подлегарс), нарезать из рейки 20 х 40; 15, 17, 20 - флор на шп. 6, 4 и 2; 20 х 140; 16 - бобышка - подкрепление под уключину, 28 х 50 х 130; 19 - гнездо-подуключина; 22 - стойка (топтимберс) лекала, 25 х 100; 23 - шергень-планка лекала, 50 х 100; 24 - продольная балка стапеля, 50 х 150; 25 - кница, фанера 10 мм; 26 - поперечная планка, 25 х 100.

Заготовка форштевня и крепление к нему обшивки борта.
1 - борт; 2 - шуруп с шагом 60 мм; 3 - форштевень; 4 - оклейка стеклотканью.

Установка лекал-шпангоутов на стапеле

Врезка скуловых стрингеров в форштевень и в обвязку транца.

Стапель собрали из двух 5-метровых досок с прямолинейными простроганными кромками. Составив доски рядом, разметили на их верхней кромке положение мидель-шпангоута и всех поперечных лекал. Затем раздвинули доски на 900 мм и раскрепили их поперечными брусьями, проверяя параллельность; натянули точно по середине между продольными досками струну, обозначающую положение ДП.

Как и "Оптимист", дори собирается в положении вверх килем. Жорес Иванович показал, как надо установить на стапеле лекала, чтобы потом не пришлось снимать малку ни с бортовых, ни с днищевых кромок. Нужно обратить внимание на то-, в какую сторону от теоретической линии данного шпангоута располагаются на чертеже бортовые планки лекала; точно так же следует и ставить их относительно линий шпангоутов, размеченных на стапеле.

Правильный наклон форштевня проверяется при помощи отвеса и рейки, на которую вынесены высота пятки форштевня над контрольной поверхностью стапеля - от струны, обозначающей ДП (667 мм), и расстояние от самой носовой точки штевня до отвеса, опущенного из пятки (575 мм). Точно так же проверяют наклон транца.

Каждое лекало после проверки вертикальности закрепили к стапелю подкосами.

Теперь можно было врезать в лекала заготовленные заранее скуловые стрингера и закреплять их "намертво" - на клею и шурупах - к флорам шп. 3, 4, 6, транцу и форштевню. Затем пришлось немного подстрогать торцы флоров, боковые грани форштевня и транца для плотного прилегания к ним фанерной обшивки, а также снять малку с кромок скуловых стрингеров, прилегающих к днищу.

Предыдущая глава Главная Следующая глава