С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

ПАРУС НА ДОРИ

Дори стала незаменимой участницей выхода флотилии "Оптимистов" на тренировки. Все ребята научились хорошо грести. Однако выступающий в роли тренера Жорес Иванович, которому приходилось теперь подолгу находиться в лодке, частенько возвращался на берег недовольным. Ребята заметили, что это случалось, когда дул хороший ветер, и стайка швертботов на бакштаге быстро уходила вперед, оставляя своего "адмирала" в арьергарде.

Установка на дори мачты и швертового колодца.
1 - основание колодца, 28 х 28 х 460; 2 - брусок, 25 х 25 х 85; 3 - кница, фанера 8 мм; 4 - шпонка колодца, 16 х 40; 5 - стенка колодца, фанера 8 мм; 6 - рейка планширя, 20 х 25; 7 - мачта 0 50, длина 2600; 8 - подмачтовая балка, 20 х 150; 9 - брусок, 28 х 28 х 150; 10 - шверт, фанера 12 мм; 11 - брусок, 20 х 20 х 360; 12 - степс с отверстием по диаметру шпора мачты.

Рулевое устройство дори.
1 - перо руля; 2 - баллер; 3 - петля со штырем; 4 - ось румпеля, болт М8 х 75 с шайбой и гайкой; 5 - румпель; 6 - рулевая петля; 7 - трубка из латунной полосы толщиной 0,5 - 0,8 мм.

Руль в сборе.

Все прояснилось в один из штилевых дней, когда Жорес Иванович появился около дори с несколькими рейками и обрезками фанеры. Он закрепил на бортах, точно над носовой банкой, пару горизонтальных брусочков, на которые уложил доску с прорезанным посередине отверстием диаметром 52 мм для прохода мачты. Такое же отверстие-пяртнерс он сделал и в носовой банке.

Куски фанеры превратились в швертовый колодец - такой же, как на "Оптимисте", но слегка наклоненный в нос. Собрав колодец, Жорес Иванович причертил его к днищу при помощи того же приспособления из брусочка и карандаша, которое использовалось для подгонки кормового плавника. Ребята помогли поставить колодец на место и быстро сделали из 12-миллиметровой фанеры шверт и руль.

Руль навесили на транце дори при помощи петель, заготовленных для очередного "Оптимиста". Жорес Иванович пояснил, что руль - самый удобный вариант, но в принципе можно управлять и рулевым веслом, используя имеющийся в транце вырез, сделанный чтобы галанить. А чтобы рулевое весло не выскакивало, достаточно просверлить в транце пару отверстий и поставить над веслом стропку.

Мачту для дори сделали по чертежам вооружения "Оптимиста", но увеличили ее длину на 200 мм.

Через пару дней Жорес Иванович уже испытывал дори под "оптимистовским" парусом. Теперь в свежий ветер и на полных курсах лодка не уступала в скорости швертботу. Только при ходе в лавировку сказывались., большая парусность самого корпуса лодки, увеличенная смоченная поверхность да и значительный вес самого корпуса, не говоря уже о весе "капитана". Однако шить парус большей площади Жорес Иванович не стал: все-таки лодка не парусная! К тому же, сезон подходил к концу, а на зиму у Жореса Ивановича были уже новые планы.

Предыдущая глава Главная Следующая глава