С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

6

ПОСТРОЙКА ШВЕРТБОТА "РОБИНЗОН"

ЖОРЕС ИВАНОВИЧ В РОЛИ ЯХТЕННОГО КОНСТРУКТОРА

Лето кончалось. Все чаще небо стало затягивать тучами, моросил дождь. Свирепые ветры гнали тяжелые волны, они разбивались о набережную холодными брызгами.

В такую погоду не очень-то хотелось выходить на воду в легких открытых лодках, в которых уже через полчаса оказываешься мокрым с ног до головы. Лишь в редкие солнечные дни на пирсе, выделенном детской секции, становилось шумно - можно было потренироваться под парусом в учебной зоне. К этому времени вошел в строй уже шестой по счету "Оптимист". А потом начались занятия в школе. Времени для выходов в море было мало: с утра - уроки, а в 7 часов уже смеркается.

Жореса Ивановича все чаще заставали в мастерской, где он опять заготавливал какие-то рейки, что-то вычерчивал на кусках обоев, оставшихся у него после ремонта квартиры. Ребята заходили сюда, чтобы посмотреть новые журналы, встретиться с друзьями, смастерить какую- нибудь нехитрую поделку для дома или для школы. Получилось что-то вроде клуба.

Нет-нет кто-нибудь и спрашивал "директора верфи": чем же мы займемся зимой?

- Есть у меня, ребята, идея. Шести "Оптимистов" все-таки маловато. Их не хватает даже для вас - тех, с кем мы открывали свою верфь. А ведь, надеюсь, к нам придет пополнение! Значит, первое: нужно и свою флотилию пополнять. И второе: сам-то я до сих пор без лодки. Дори, конечно, лодка хорошая, но все же маловместительная, да и под парусом не ахти какой ходок. А случись кому перевернуться - разве я могу поднять неудачника из воды или помочь ему поставить лодку на ровный киль? Дори не любит никакой возни. Вот я и задумал предложить вам построить швертбот поостойчивее и покрупнее.

- А какого же класса он будет?

Общий вид швертбота "Робинзон".

- Точно такой швертбот, ребята, еще не был построен никогда. Подумал я хорошенько, посоветовался кое с кем и набросал проект. Посмотрите: может быть, он вам понравится?

Жорес Иванович скромно развернул один из обойных свертков. Ребята увидели чертеж довольно странной лодки, напоминающей "Оптимист", но только с двумя мачтами и вдвое большей длины.

- Верно! Я хочу использовать паруса от "Оптимиста", которые мы уже научились шить, прямо скажем, неплохо. И все остальное, кроме мачт, тоже можно взять от наших швертботов: детали рулевого устройства, блоки, гики. В остальном же новая лодка напоминает "Оптимист" только внешне - очертанием бортов.

Теперь вы в чертежах разбираетесь. Попробуем-ка, глядя на них, сформулировать, чем новый швертбот отличается от "Оптимиста".

Во-первых, вместо совершенно плоского днища, у него - днище с небольшой килеватостью или, другими словами, с V-образностью. В носовой части скула поднимается выше ватерлинии; благодаря этому лодка не будет "цеплять" носовым транцем гребешки волн при лавировке. Если вы представите себе ватерлинию, то окажется, что ее носовой конец не тупой, как на "Оптимисте", а сужающийся, как на лодках с острым форштевнем. Почему я не сделал острого носа? Хотелось сохранить все достоинства корпуса с носовым транцем: большую площадь ватерлинии, а следовательно, высокую начальную остойчивость и хорошую всхожесть на волну, в частности - на попутных курсах. Когда такой швертбот нагоняет крутую волну, он не втыкается в нее штевнем с риском опрокинуться, а мягко всплывает.

Второе отличие: вместо кинжального шверта применен вращающийся, перо руля сделано подъемным. Конечно, швертовый колодец при таком варианте занимает гораздо больше места, зато, если швертбот "наедет" на мель, шверт и руль "автоматически" поднимутся. На лодках, более крупных, чем "Оптимист", втыкающийся шверт делают крайне редко. При посадке на мель такой шверт сильно "нагружает колодец", здесь наверняка со временем появится течь; нередко ломается сам шверт.

Вместо закрепляемых пенопластовых блоков плавучести, как видите, устроены герметичные отсеки - воздушные ящики. Продольные и поперечные переборки выгораживают четыре таких отсека - по одному у транцев и два бортовых. Переборки отсеков одновременно служат важными частями конструкции - придают корпусу прочность и жесткость. На кормовых отсеках размещаются рулевой и еще один-два человека. Настил носового отсека образует удобную палубу. Кстати, под нею предусмотрен небольшой багажник для размещения снабжения лодки - якоря с канатом, черпака.

Не хочу хвастаться, но швертовый колодец получился раскрепленным очень удачно - надежно: в носу - к переборке багажника, в корме - к поперечной банке, которая будет служить сиденьем для двух гребцов, когда возникнет необходимость перейти с парусов на весла. Вторая пара гребцов может сидеть на носовой палубе. А если мы достанем подвесной моторчик "Спутник" или "Салют", его можно будет навешивать на транец. Скорость 6 км/ч под 2-сильным моторчиком гарантирована, даже если придется буксировать несколько "Оптимистов".

- А как же мы назовем этот швертбот? - спросил кто-то.

- Давайте подумаем вместе. Может быть, у кого-нибудь есть предложения?

Оказалось, найти подходящее название не так-то просто. Были перечислены все морские птицы и рыбы, породы китов, названия известных кораблей прошлого. В конце концов всем понравилось название "Робинзон", которое предложил сам автор проекта.

Предыдущая глава Главная Следующая глава