С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЙКИ КОРПУСА

На другой день на листах фанеры уже вычерчивались шпангоуты "Робинзона". Был предусмотрен тот же хорошо освоенный ребятами процесс сборки корпуса вверх килем, какой использовался при постройке лодки- дори. Только здесь можно было обойтись без лекал: форму корпуса задавали два транца, три поперечные переборки (на шп. 1, 2 и 6) и три шпангоутные рамки (шп. 3, 4 и 5). Верхние концы топтимберсов всех рам соединили шергень-планками, которые служили затем основанием для установки поперечного набора на стапель. Его сделали из двух параллельных досок, поставленных на ребро простроганными и выверенными кромками вверх.

Шпангоутные рамы и установка набора на стапель.
1 - фортимберс обвязки транца (шп. 7) и топтимберсы шп. 1, 2, 4, 6 и 7, 18 х 45; 2 - рейка, 32 х 32; 3 - зашивка транца, 8 мм; 4 - бимс транца, 18 х 75; 5 - рейка, 18 х 50; 6 - шергень-планка, 25 х 75; 7 - флор шп. 3 - 6; вырезать из доски 18 х 100; 8 - рейка 25 х 25; 9 - переборка, фанера 4 мм; 10 - скуловая кница с обеих сторон шпангоута, фанера 4 мм; 11 - рейка, 18 х 50; 12 - рейка 25 х 25 х 300; 13 - переборка бортового отсека, фанера 4 мм; 14 - флор шп. 2; вырезать из доски 18 х 165; 15 - переборка рундука, фанера 6 мм; 16 - рейка, 25 х 25; 17 - обвязка носового транца, 18 х 120; 18 - бимс носового транца, 18 х 60; 19 - зашивка носового транца, фанера 8 мм; 20 - флор, фанера 4 мм; 21 - старнкница (в корме) и кноп |в носу); вырезать из доски 30 мм; 22 - киль, 28 х 125; 23 - скуловой стрингер; склеить из двух реек по 22 х 22; 24 - бортовой стрингер, 22 х 22; 25 - швертовый колодец; 26 - привальный брус 22 х 40; 27 - продольный брус стапеля, 50 х 150; 28 - раскос из рейки 18 х 50.

Обводы шпангоутов "Робинзона" (проекция "корпус" теоретического чертежа).
Расстояния между шпангоутами указаны на чертеже установки набора на стапеле.

Основные данные швертбота "Робинзон"
Длина наибольшая, м 4,72
Длина по КВЛ, м 3,80
Ширина наибольшая, м 1,70
Ширина по скуле, м 1,31
Высота борта в носу /на миделе/ в корме, м 0,76 /0,52/ 0,52.
Масса (вес) порожнем, кг 108
Пассажировместимость 4 взрослых
или 6 детей
Площадь парусности, м2 7,30

Когда все шпангоуты, переборки и транцы были выверены и раскреплены, на них наложили киль. Подтянув его при помощи шнуров вплотную к транцам, наметили положение вырезов под киль в поперечном наборе. Затем киль сняли и сделали эти вырезы, обработав стамеской до плотного прилегания киля ко всем флорам. Поставив киль на место, закрепили его на клею и шурупах 4 х 40, завинчиваемых по два в каждый флор. Крепление киля к транцам дополнительно усилили кнопом и старнкницей, выпиленными из 25-миллиметровой доски. Эти кницы причерчивались по месту, как когда-то причерчивались основания швертовых колодцев. После обработки кромок обе кницы прижали струбцинами к килю и закрепили на клею и шурупах.

Двое ребят тем временем собрали швертовый колодец и теперь занялись его монтажом. Сначала прострогали торцевые стенки колодца так, чтобы он плотно входил между переборкой на шп. 2 и флором на шп. 4. Затем причертили к килю нижнюю кромку колодца. Шпонки колодца врезали в киль, затем поставили колодец на место, хорошо смазав его основание клеем. На клею и шурупах закрепили колодец и к переборке на шп. 2. (Разумеется, те кто собирал колодец, не забыли загрунтовать перед сборкой внутренние поверхности его стенок и хорошо окрасить - сделать это, когда колодец стоит на месте, довольно трудно.)

Швертовый колодец "Робинзона".
1 - основание, 28 х 100; 2 - стенка, фанера 6 - 8 мм; 3, 10 - шпонка, дуб 30 х 50; 11 - рейка, 20 х 20; 5 - планширь, 15 х 100; 6 - рейки планширя, 15 х 40; 7 - резиновые шайбы, 32 х 3; 8 - болт М8 х 140 с гайкой; 9 - шайба металлическая, 3 х 25; 12 - киль; 13 - полоса стеклоткани шириной 60 мм на эпоксидном клее.

Теперь можно было приступить к врезке в шпангоуты привальных брусьев, скуловых стрингеров и днищевых стрингеров, к которым впоследствии будут приклеены продольные стенки бортовых отсеков.

Устройство швертбота "РОБИНЗОН".
1 - рулевое устройство; 2 - кормовой отсек плавучести; 3 - обушок крепления блока гика-шкота; 4 - гика-шкот с блоком на шпрюйте; 5 - степс грот-мачты; 6 - швертовый колодец; 7 - уключина (две пары); 8 - вращающийся шверт; 9 - рундук-багажник; 10 - носовой отсек плавучести; 11 - шверт-тали; 12 - степс фок-мачты; 13 - мачта с парусом и полной оснасткой от "Оптимиста"; 14 - швартовная утка; 15 - решетчатый пайол; 16 - подуключина; 17 - банка; 18 - киповая планка; 19 - крышка смотрового лючка в стенке бортового отсека плавучести; 20 - привальный брус (по углам у транцев - горизонтальные кницы той же толщины); 21 - буртик.

Скуловой стрингер, выклеиваемый по месту - на поперечном наборе из двух реек.

Установка реек, подкрепляющих настил отсеков в носу и корме.
29 - буртик, дуб 20 х 30; 30 - обшивка борта, фанера 6 мм; 31 - кница, фанера 6 мм; 32 - рейка, 15 х 30; 33 - рейка, 15 х 100; 34 - обшивка днища, фанера 6 мм; 35 - сужарь, 15X60X75.

Особенностью конструкции, которую задумал Жорес Иванович, было то, что топтимберсы всех шпангоутов после окончания сборки корпуса следовало обрезать на уровне бортового стрингера. Торцы топтимберсов оказались затем закрытыми сверху настилом отсеков плавучести. Поэтому привальные брусья основательно на клею и шурупах - закрепили только к транцам; к топтимберсам же их прихватили временно гвоздями так, чтобы потом можно было легко освободить от креплений удаляемые части, а выступающие концы гвоздей откусить кусачками и запилить напильником вровень с поверхностью обшивки.

Чтобы не мучиться с гнутьем, скуловые стрингера выклеивали на месте из двух реек сечением 22 х 22 мм. Сначала в заранее вырезанные и подогнанные гнезда в шпангоутах уложили одну рейку, закрепили ее шурупами и на клею; затем, смазав клеем кромку рейки, обращенную вверх, наложили на нее вторую рейку. Соединение запрессовали, обмотав обе рейки по всей длине втугую шнуром. После затвердевания клея обработали стрингера до нужного сечения.

Одновременно с днищевыми стрингерами в шпангоуты врезали рейки, на которых настил отсеков плавучести соединяется с продольными переборками. Подобравшись снизу под набор, поставили на место продольные стенки бортовых отсеков, запрессовывая кромку фанеры к рейкам мелкими латунными гвоздиками 2 х 20. Теперь выставленный на стапеле набор приобрел достаточную жесткость, можно было снимать малку со всех кромок, примыкающих к наружной обшивке.

К этому времени уже были склеены "на ус" до полной длины заготовки обшивки. Ее устанавливали на корпус точно таким же образом, как и при постройке дори. При окончательном креплении листов кромки частей топтимберсов, подлежащих удалению, клеем не смазывали (и шурупы в них, естественно, не заворачивали). Шурупы 4 х 20 ставили в шахматном порядке, выдерживая шаг: по скуловому стрингеру - 75 мм, по привальному брусу - около 150 мм, по рейкам обвязки переборок и транцев - 50 мм.

Перед окончательной установкой днища Жорес Иванович предложил убедиться в том, что во всех углах флоров имеются вырезы - шпигаты - у киля для свободного протока воды из носа и кормы в среднюю часть лодки. Делать шпигаты на уже обшитой лодке довольно трудно.

После того как все кромки обшивки были застроганы и по верху бортов снаружи установлены буртики, корпус "Робинзона" сняли со стапеля. Начались довольно трудоемкие работы по подгонке настила герметичных отсеков и монтажу различных деталей оборудования.

Чтобы подогнать лист носовой палубы, сначала "разбили сетку": прочертили на заготовке линию ДП и перпендикулярные ей поперечные линии бимсов на носовом транце, шп. 1 и 2; затем на этих поперечных линиях отложили полушироты, замеренные при помощи рейки от ДП до бортов непосредственно на строящемся корпусе. Соединив полученные точки плавной кривой, опилили лист по контуру с припуском по 5 мм на борт. Укладывая лист на свое место и за несколько раз, понемногу, сострагивая лишний материал с его кромок, добились плотного прилегания к обшивке по всему периметру.

На нижнюю кромку листа вынесли положение прилегающих к нему кромок набора и, наклеив на эти места полосы липкой ленты, проолифили всю остальную внутреннюю поверхность, а затем и покрыли ее парой слоев масляной краски. Заодно окрасили все поверхности корпуса, которые должны были впоследствии оказаться внутри герметичных отсеков.

По высыхании краски сняли липкую ленту, промазали эти неокрашенные полосы, как и сами кромки набора, клеем и окончательно поставили палубу на место. мТочно так же закрыли сверху фанерным настилом кормовой и бортовые отсеки, предварительно поставив на место рулевые петли. Поперечная банка на шп. 4, уложенная сверху на настил отсеков и швертовый колодец, окончательно придала корпусу прочность, предусмотренную проектом. Банку закрепили на шурупах 5 х 50.

Шверт и перо руля, швертбота "Робинзон".
Кромки обработать так же, как на шверте и пере руля "Оптимиста".

Рулевое устройство с подъемным пером руля.
1 - перо руля; 2 - заклепка 04; 3 - скоба, согнуть из полосы 2 х 15 х 160; 4 - болт М6 х 40 с шайбами и гайкой; 5 - сорлинь, капроновый шнур О 4 - 6 мм; 6 - средняя доска баллера, 14 мм; 7 - накладки балпера, 12 мм; 8 - скоба, согнуть из полосы 2 х 15; 9 - винт Мб; 10 - стопор сорлння; 11 - шуруп 4 х 32; 12 - румпель; 13 - рулевая петля; 14 - стопор руля; 15 - винт М6; 16 - рулевая петля; 17 - заклепка.

Теперь можно было устанавливать, надежно закрепляя к корпусу, металлические детали: гнездо фок-мачты - степс, сваренный из обрезка трубы 2 х 45 мм и опорной пластины 2,5 х 75 х 75 мм; утки и киповые планки для швартовов; подуключины; обушки для гика-шкотов (годятся от "Оптимиста"). В привальный брус у обоих транцев врезали горизонтальные кницы.

Киповая планка                                                                         Утка.
Дельные вещи сварной конструкции

По уже освоенной технологии изготовили из фанеры руль и шверт. Отверстия в них для осей защитили от износа втулками, согнутыми (вокруг болта) в виде трубок из миллиметровой латуни; вставив эти трубки на место, их концы развальцевали в отверстии.

- Я не подумал, ребята, о том, как удерживать киль и перо руля в опущенном положении. Ведь они деревянные и будут стремиться всплывать! Придется врезать свинцовые пластины или приспособить дополнительные снасточки, которые действовали бы в противоположном сорлиню и шверт- талям направлении. Я подсчитал, что для киля достаточно свинцовой пластины с размерами 12 х 120 х 120 мм, а для руля - 80 х 80 х 80 мм. Есть и еще один выход: сделать перо руля и шверт из стали или алюминия - тогда всплывать они не будут вообще. Для прочности достаточна толщина листа 4 мм.

Вообще рулевое устройство с подъемным пером оказалось значительно сложнее, чем у "Оптимиста". Кроме пера руля и румпеля пришлось делать еще и колодку-баллер, к которой крепились рулевые петли, перо и румпель. На румпеле установили стопор для сорлиня, при помощи которого руль можно будет фиксировать в приподнятом положении. На боковой стенке швертового колодца, у его кормового среза, закрепили небольшую уточку для шверт-талей.

Корпус снаружи оклеили слоем тонкой стеклоткани на эпоксидной смоле.

Когда дело дошло до окраски швертбота, залив уже покрылся льдом. Испытания "Робинзона" на воде ребята смогли начать только весной следующего года.

Предыдущая глава Главная Следующая глава