С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

НА СТАПЕЛЕ ВИНДСЕРФЕР

- Через несколько дней на пионерской верфи вновь кипела работа - ребята размечали основные детали деревянной "парусной доски" по набросанным Сашей эскизам. Жорес Иванович, ознакомившись с ними, только упростил конструкцию и форму поплавка, чтобы его проще было обшивать фанерой.

Основные данные снаряда:
Длина корпуса, м 3,60
Ширина корпуса, м 0,66
Высота корпуса, м 0,12
Осадка со швертом, м 0,65
Масса (вес) полностью снаряженного снаряда, кг около 25
Площадь паруса, м2 5,9

Поплавку виндсерфера приданы комбинированные обводы: в носу - килеватые, а в корме - плоскодонные с широким транцем. Благодаря этому в свежий ветер снаряд может глиссировать и в то же время легко всходит на встречную волну. Однако из-за килеватости днище в носу уже нельзя сделать из одного сплошного листа фанеры. Придется склеивать днище из трех частей: двух носовых листов (правого и левого), состыкованных в ДП на киле, и одного сплошного листа в корме; поперечный стык расположен на шп. 5.

А вот палуба - плоская. Со склейки "на ус" заготовки палубы из листов 4-миллиметровой фанеры собственно и началась постройка виндсерфера: ее пришлось склеивать из трех частей, иначе не удавалось получить нужную длину 3650 мм.

На листе палубы разбили сетку: провели линию ДП; на ней разметили рисками положение каждого шпангоута; при помощи большого угольника прочертили через эти точки линии шпангоутов, перпендикулярные ДП; на каждом шпангоуте отложили полушироты палубы и соединили точки плавными линиями по гибкой рейке.

Конструкция поплавка.
Детали поплавка: киль, палуба, бортовины.

1 - левый и правый носовые листы днища, 4 х 340 х 2400; 2 - кормовой лист днища, 4 х 670 х 1450; 3 - гнездо для плавника; 4 - транец; 5 - пенопласт; 6 - палуба, 4 х 670 х 3600; 7 - бимс, 12 х 32; 8 - киль, детали вырезать из доски 12 мм; 9 - бортовины из доски 12 мм; 10 - носовая бобышка; II - рейка, 15 х 15; вставить между шпангоутами. 12 - накладка швертового колодца, 12 х 120 х 750; 13 - заглушка отверстия степса 20 х 90 х 1000; 14 - накладка.

Заготовки шпангоутов вырезали из 3-миллиметровой фанеры. К каждой заготовке в строгом соответствии с чертежами приклеили (с запрессовкой гвоздиками) реечки сечением 15X15 мм для крепления шпангоута к палубе, днищу, килю и бортовым доскам. Очень важно крепить эти планочки именно с той стороны, с какой показано на чертеже, иначе потом трудно будет снять с них малку. К днищевой части шп. 5 рейки нужно приклеить с обеих сторон, чтобы создать опору для кромок стыкуемых листов обшивки.

Для облегчения конструкции посередине в шпангоутах стоит сделать вырезы. Вроде бы экономия в весе пустяковая, а если сложить вместе все вырезанные части, получится уже больше килограмма - почти 4% полного веса виндсерфера! А ведь от того, насколько легким будет корпус, зависит скорость под парусом. Снимем побольше фасочки со всех "свободных" кромок реек - там, где не имеет значения площадь их поверхности. Поменьше будем расходовать клея и металлического крепежа. Не будем красить внутреннюю поверхность - достаточно покрыть ее лаком. Вот все эти меры, вместе взятые, помогут сделать наш снаряд легким на ходу.

Из хорошо простроганных досок разметим и вырежем детали киля (носовую и кормовую части, стенки швертового колодца) и бортовины. На киле и бортовинах нанесем линии положения всех шпангоутов, в дальнейшем это упростит сборку поплавка. Для этой же цели на внутренней стороне палубы прочертим две параллельные линии, отстоящие от ДП по 6 мм на каждый борт: это - положение граней киля, прилегающих к палубе. По этой 12-миллиметровой полосе заранее разметим и насверлим в шахматном порядке отверстия под гвоздики для запрессовки.

Затем, закрепив киль при помощи нескольких брусочков, смажем клеем его верхнюю кромку и 12-миллиметровую полосу на палубе. Наложив палубу на киль и проверив совпадение линии ДП на фанере с серединой киля, зафиксируем положение листа, забив пару гвоздей вблизи шп. 3, а затем запрессуем гвоздиками все соединение, идя от середины в нос и корму.

Следующая операция - подгонка шпангоутов к палубе и килю и установка их на место на клею и гвоздях. С кромок шпангоутов, примыкающих к палубе, придется снять совсем небольшую малку: достаточно просто пройтись рашпилем, чтобы фанера прилегала плотно. Одну из половин каждого шпангоута крепим к килю, забивая сквозь него гвозди 2 х 30 в вертикальную рейку шпангоута; вторую половину шпангоута крепим, забивая гвозди сквозь такую же рейку в киль. Чтобы упростить и ускорить работу, можно заранее просверлить отверстия под гвозди.

Шпангоуты в сборе.
Вырезать из фанеры толщиной 3 мм; рейки - 12 х 12.

Сборка киля с палубой.
1 - киль; 2 - временные стойки; 3 - палуба.

В самом носу к килю приклеим бобышку-брештук, состоящую из двух половин с заранее выбранными в них гнездами для крепления бортовин. Между шпангоутами прикрепим к килю в носовой части реечки, предназначенные для приклеивания половин днищевой обшивки. Кроме того, в киль врежем дополнительные поперечные планки, подкрепляющие палубу в местах, где спортсмену больше всего приходится перемещаться: между шп. 2 - 3, 3 - 4, 4 - 5 и 5 - 6.

Теперь можно приступать к подгонке бортовин. Для этого нужно снять кое-где небольшую малку с боковых вертикальных реек шпангоутов. Одновременно проверим, временно прихватив бортовины к шпангоутам гвоздями, плотно ли прилегают их кромки к палубе; там, где нужно, кромки подстрогаем. Поставим бортовины на место, прихватив их к шпангоутам струбцинами сначала в средней части, затем вблизи оконечностей поплавка. Все соединения со шпангоутами промажем клеем; дополнительно закрепим бортовины шурупами З х 28 - по два в каждый шпангоут. Головки этих шурупов утопим на 2 - 3 мм глубже поверхности бортовин, а потом прошпаклюем эти места клеем с древесной мукой.

Как бы тщательно не был сделан поплавок, все равно внутрь будет проникать немного воды. Надо предусмотреть возможность время от времени воду из поплавка удалять. Для этого в транце сделаем сливную пробку; можно приспособить металлическую завинчивающуюся пробку от какой-либо банки.

Острой стамеской в каждом шпангоуте с обеих сторон киля сделаем небольшие - 6 х 6 мм - угловые шпигаты; такие же водопротоки нужно будет вырубить и в нескольких местах по кромке киля, прилегающей к днищу.

Самая ответственная операция - подгонка и установка обшивки днища. Прикладывая рейку под углом к ДП, так, чтобы она касалась одновременно шпангоутов, бортовин и киля, снимем малку со всех кромок набора, к которым должны приклеиваться листы днища. Тщательно обчертим и обрежем по контуру все три листа с небольшим (3 - 4 мм) припуском по бортам на строжку после затвердевания клея. Трижды покроем внутренние поверхности поплавка и днища олифой, оставляя чистыми места склейки: для этого можно использовать все ту же липкую ленту соответствующей ширины. В носу и корме плотно подгоним плиты легкого пенопласта, вставив его в промежутки между брештуком и шп. 1, между транцем и шп. 6; в пенопласте тоже надо сделать шпигаты, чтобы вода проходила к сливной пробке в транце.

Первыми устанавливаем носовые половинки днища, закрепляя их на клею и гвоздиках 1 х 16 к набору. По килю и по шп. 5 крепление кромки листов усилим шурупами 3 х 16, поставив их с шагом 200 мм. После затвердевания клея прострогаем кромки настила палубы и днища, выступающие наружу за бортовины; острые грани поплавка обработаем по радиусу 4 - 6 мм. Затем все поверхности поплавка зачистим шкуркой и подготовим их под окраску.

Шверт и плавник снаряда склеим из фанеры и обработаем точно так же, как и шверт "Оптимиста". В отверстия, просверленные в рейках на верхней кромке шверта, заложим петлей капроновый шнур, за который будет удобно вытаскивать шверт из колодца при плавании на попутных курсах и при подходе к берегу.

Плавник можно вклеить в корпус наглухо, но для удобства перевозки и хранения снаряда лучше сделать его съемным.

Предыдущая глава Главная Следующая глава