С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

ВООРУЖЕНИЕ СНАРЯДА

Если алюминиевых трубок для изготовления мачты (диаметр 35 - 40 мм, толщина стенки 2 мм) и гика (28 х 1,2) достать не удастся, рангоут можно склеить из деревянных реек.

Шаблон-цулага для выклейки гика.
1 - щит из доски с лекальной кромкой; 2 - поперечная планка, закрепленная к щиту и снабженная упором для клина; 3 - пакет реек, смазанных клеем; 4 - клин для запрессовки реек к лекальной кромке щита.

Для изготовления клееных гиков изогнутой формы придется сделать специальный шаблон-цулагу. Когда заготовка будет снята с цулаги, она обязательно немного распрямится, поэтому шаблон должен иметь несколько большую кривизну, чем это задано чертежом тика. Каждая заготовка выклеивается на цулаге из пяти реек сечением 7 х 40 мм. Наружные рейки лучше поставить из дуба, внутренние - из сосны. Такой гик будет не только легким и прочным, но и нарядным, если вы покроете его слоем лака. После обработки обеих частей гика рубанком, рашпилем и шлифовальной шкуркой их носовые концы соединяются специальной оковкой из полосы нержавеющей стали 30 х 2 мм. У кормовых концов сверлятся отверстия диаметром 7 мм для штерта, которым связывают эти концы.

Мачту склеим из двух прямослойных сосновых реек. Как и при изготовлении мачты для "Оптимиста", сначала прострогаем заготовку до квадратного сечения 45 х 45 мм. Затем сострогаем грани до сечения 24 х 24 мм у топа и 38 х 38 мм у шпора, следя за тем, чтобы в любом сечении по длине заготовка была симметрична относительно продольной оси. Окончательно обработаем заготовку до круглого сечения, прошкурим, тщательно проолифим и трижды покроем лаком. Благодаря сужению к топу мачта получится более гибкой в верхней части.

Шверт и кормовой плавник.

Гик в сборе.

Мачта.

Шарнир в сборе.
1 - вкладыш-степс, текстолит; 2 - стопорное кольцо из проволоки Ø 1,5 мм; 3 - бронзовая шайба; 4 - болт М8 х 40 с гайкой; 5 - вилка; 6 - болт М8 х 40 с гайкой; 7 - сухарь, текстолит или - капрон; 8 - шпор мачты; 9 - щечка из стали или латуни толщиной 3 мм; 10 - заклепка 5 х 50, медь; 11 - распорная втулка, нерж. сталь; 12 - шайба Ø 8.

При изготовлении шарнира придется выточить на токарном станке две детали: ось - распорную втулку и бронзовую шайбу. Все остальные детали можно сделать при помощи простейших слесарных инструментов - зубила, ножовки по металлу, дрели и драчевой пилы.

При сборке шарнира концы распорной втулки, вставленной в текстолитовый сухарь и щечки, надо расклепать так, чтобы сухарь вращался свободно, а щечки надежно удерживались на концах втулки. На конец болта 4 в отверстие вкладыша 1 (смотри чертеж шарнира) навернем гайку и "законтрим" ее от отвинчивания при помощи колечка 2 (на подобное колечко надевают ключи), свернутого из пружинной 1,5-миллиметровой проволоки и продетого в отверстие, просверленное в конце болта.

Все детали шарнира должны быть сделаны из нержавеющих материалов, чтобы избежать коррозии и неизбежного при этом заедания в осях.

* * *

Жорес Иванович выпросил у клубного начальства старый, отслуживший свое лавсановый стаксель. Распустив швы, ребята получили несколько полотнищ и из них стали выкраивать парус для виндсерфера.

- Это наш первый парус бермудского типа. Постараемся придать ему при раскрое профиль, подобный птичьему крылу, - с хорошей выпуклостью- пузом. Для этого сделаем переднюю шкаторину выпуклой - с серпом, наибольшая величина которого (стрелка серпа), должна располагаться в нижней трети паруса.

Однако этого мало. Для получения правильного профиля паруса нужно сделать еще и клиновидные закладки по поперечным швам у передней шкаторины - на чертеже они заштрихованы. Эти клинья нужно убрать и застрочить внутри шва до приметывания кармана мачты. Закладки заранее наметим карандашом на кромках каждого полотнища.

Чтобы при постановке на мачту по передней шкаторине не образовалось морщин, карман для мачты сделаем из отдельной полосы лавсана и пришьем его к шкаторине паруса. Нужно зашить верхний конец кармана так, чтобы топ упирался в фаловый угол паруса. Лучше подложить сюда пару слоев ткани, чтобы парус не протерся. В кармане надо вырезать окошко для крепления гика к мачте и сделать латкарманы (как - вы уже знаете).

Лавсановый парус для виндсерфера: а - развертка кармана для мачты; б - основные размеры паруса; в - латкарман.
Заштрихованы клиновые закладки по швам. Если парус шьется из хлопчатобумажной или льняной ткани, необходимо каждое полотнище усилить еще одним-двумя фальшшвами.

Щелевой стопор из алюминиевой трубки.

Расположение линии люверсов для риф-штертов на парусе.

По углам паруса пришьем боуты.

В галсовом и шкотовом углах поставим люверсы для снасточек, при помощи которых можно будет регулировать натяжение шкаторин в зависимости от силы ветра и тем самым изменять величину пуза. В слабый ветер лучше тянет более пузатый парус. Значит, шкот и галс можно ослабить. В сильный ветер большое пузо становится вредным - увеличивает кренящую силу на парусе и дрейф снаряда, поэтому, чтобы сделать парус более плоским, шкот и галс надо будет натянуть - набить - очень сильно.

Для крепления концов шкота и снасточки, соединяющей гик с мачтой, на гике поставим пару простейших стопоров из обрезков алюминиевой трубки. Тросик зажимается в клиновой прорези, если стопор поставлен острием выреза в сторону тяги конца. Натянув конец, его вводят в прорезь.

Думаю, что для многих из вас, во всяком случае - поначалу, парус площадью около 6 м2 окажется слишком велик. Давайте-ка сделаем так, чтобы можно было брать рифы. На яхтах при взятии рифов скатанную парусину привязывают риф-штертами к гику, на виндсерфере же придется вязать штерты за мачту. Чтобы сохранить пузо у зарифленого паруса, расположим ряд люверсов для риф-штертов не по прямой, а по несколько изогнутой линии. Давайте приложим рейку концом к фаловому углу паруса, а другой ее конец перенесем по нижней шкаторине на 700 мм от мачты в сторону шкотового угла. Слегка изогнув рейку, наметим по ней линию постановки люверсов. Под каждый люверс пришьем ромбовидную накладочку из лавсана для усиления ткани в этом месте.

Можно поставить отдельные штерты длиной по 180 мм или использовать для рифления один шнур - сез-невку.

Посмотрим, как будет выглядеть парус со взятым рифом. Подтянем сначала самый нижний люверс и прихватим его риф-штертом к мачте. Сложим лишнюю ткань пополам и аккуратно скатаем ее в плотную скатку до ряда люверсов. Прижав теперь скатку к мачте, завяжем все остальные штерты. Площадь паруса уменьшилась примерно на 1,5 м2. С таким парусом в умеренный ветер справятся даже младшие яхтсмены. А когда вы освоите виндсерфинг, риф можно будет отдать.

Предыдущая глава Главная Следующая глава