С. Ветров

Пионерская судоверфь


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004

ПРИЛОЖЕНИЕ V

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПАРУСНЫХ СУДАХ ОЛИМПИЙСКИХ И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ КЛАССОВ

ОЛИМПИЙСКИЕ КЛАССЫ ЯХТ

В программу Олимпийской регаты 1984 г. предполагается включить гонки на яхтах семи классов, включая и парусную доску. Виндсерфер впервые будет участвовать в Олимпиаде, а вот яхты "Звездного" класса - настоящие олимпийские ветераны: медали на "звезд-никах" будут разыгрываться уже в 11-й раз! Кстати, "звезднику" уже более 70 лет - первые яхты этого класса появились в 1911 г., "с чертежной доски" американского конструктора Вильяма Гарднера. Тогда они строились-с обшивкой из досок и с гафельным вооружением, а современный "звездник", так же, впрочем, как и все его олимпийские "собратья", имеет стеклопластиковый корпус, алюминиевый рангоут, дакроновые бермудские паруса.

Сильно изменились за 30 лет своей жизни также и "Финн" (разработан в 1950 г. шведом Рихардом Сарби) и "Летучий Голландец" (1951 г.; голландец Уус Ван Эссен). Сейчас это полностью непотопляемые пластмассовые лодки, снабженные большим числом снастей для настройки рангоута и парусов. К слову сказать, "Финн" является одним из самых популярных классов в нашей стране и именно на нем наши яхтсмены добились на предыдущих Олимпиадах наибольших успехов: в 1968 г. Валентин Манкин стал олимпийским чемпионом; серебряные медали завоевывали Александр Чучелов (1960 г.) и Андрей Балашов (1976 г.); бронзовыми призерами были Виктор Потапов (1972 г.) и Андрей Балашов (1980 г.). Чаще всего именно с "Финна" юные яхтсмены начинают свою олимпийскую карьеру.

Всего в третий раз будут разыгрываться олимпийские медали в классе катамаранов "Торнадо". Первый из этих современных быстроходных судов был построен в 1966 г. англичанами Р. Мачем, Т. Пирсом и Р. Уайтом. Реджинальд Уайт и стал первым олимпийским чемпионом в этом новом классе, победив в гонках 1976 г. на озере Онтарио.

Столько же олимпиад - две - и за кормой швертбота-двойки "470", спроектированного в 1965 г. французским конструктором Андре Корню. В отличие от "Финна", "Летучего Голландца", "Звездника" и "Торнадо", корпуса которых сначала строились деревянными и сохранили обводы неизменными и по сей день, хотя строятся уже из пластика, швертбот "470" проектировался с учетом его постройки из новых материалов. Среди всех олимпийских классов "470" - самый популярный (после парусной доски): в мире зарегистрировано свыше 25 000 швертботов этого класса.

Наконец, килевая яхта "Солинг" - самое большое из судов олимпийских классов, рассчитанное на экипаж из трех человек. Яхта имеет и самую сложную оснастку (на ней более 50 различных блоков и шкивов, 30 ходовых концов снастей, около 30 стопоров и т. д.), которая позволяет опытному экипажу использовать ветер с максимальной эффективностью. Проект яхты разработал в 1964 г. норвежский конструктор Ян Линге.


ЯХТСМЕНЫ - ЧЕМПИОНЫ ОЛИМПИАДЫ-80

"Звездный" - Манкин В., Музыченко А., СССР;

"Финн" - Рекхардт Э., Финляндия;

"470" - Соарес М., Пени-до Э., Бразилия;

"Летучий Голландец" - Абаскал А., Ногер М., Испания;

"Солинг" - Енсен П., Бандоловски В., Хансен Е., Дания;

"Торнадо" - Велтер А., Бьоркстром Л., Бразилия.


"ФИНН"
Длина наибольшая - 4,50 м; длина по КВЛ - 4,05 м; ширина - 1,51 м; высота борта - 0,45 м; осадка со швертом - 0,84 м; вес порожнем - 1 45 кг; площадь паруса - 10 м2.
"ЗВЕЗДНЫЙ"
Длина наибольшая - 6,92 м; длина по КВЛ - 4,63 м; ширина - 1,72 м; осадка - 1,01 м; водоизмещение - 750 кг; масса фальшкиля - 400 кг; площадь парусности - 26,1 м2.
"СОЛИНГ"
Длина наибольшая - 8,15 м; длина по КВЛ - 6,35 м; ширина - 1,90 м; осадка - 1,34 м; водоизмещение - 1240 кг; масса фальшкиля - 580 кг; площадь парусности - 24,45 м2; спинакер - 35 м2.
"ТОРНАДО"
Длина наибольшая - 6,09 м; длина по КВЛ - 5,78 м; ширина наибольшая - 3,01 м; ширина корпуса - 0,33 м; осадка со швертом - 0,78 м; вес порожнем - 150 кг; площадь парусности - 20,3 м2.
"470"
Длина наибольшая - 4,70 м; длина по КВЛ - 4,44 м; ширина - 1,72 м; высота борта - 0,45 м; осадка со швертом - 1,08 м; вес порожнем - 120 кг; площадь парусности - 13,34 м2; спинакер - 12,5 м2.
"ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ"
Длина наибольшая - 6,05 м; длина по КВЛ - 5,50 м; ширина - 1,68 м; осадка со швертом - 1,13 м; вес порожнем - 160 кг; площадь парусности - 20,6 м2; спинакер - 17,6 м2.
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ КЛАССЫ ЯХТ

Швертбот "Оптимист", о постройке которого подробно рассказывается в этой книге, - только первая, но не единственная ступенька для юного яхтсмена, который серьезно увлекся парусным спортом. Для дальнейшего совершенствования мастерства управления парусной яхтой можно выбрать один из международных классов швертботов, принятых в качестве детских и юношеских яхт в нашей стране, а по достижении 16 - 18 лет - начать осваивать более сложные в настройке и управлении яхты олимпийских классов. Обучение в наших детско-юношеских спортивных парусных школах построено таким образом, что каждый из классов детских швертботов является подготовительным для перехода в определенный олимпийский класс. Например, если юный яхтсмен мечтает в будущем участвовать в гонках на олимпийском швертботе-двойке - "470" или "Летучем Голландце", тренеры посоветуют ему начать с "Кадета", затем пересесть на более сложный и спортивный "420" и уже только после достижения определенного уровня подготовки и возраста ему доверят настоящую "гоночную машину" - олимпийский швертбот. Заметим, что для успешного управления "взрослым" швертботом и рулевой и шкотовый должны обладать не только определенным опытом, но и достаточным весом, ростом и физической тренированностью.

Швертбот-двойка "Кадет" спроектирован в 1947 г. известным английским конструктором Джеком Холтом в расчете на самостоятельную постройку юными судостроителями. Чертежи этой лодки с обшивкой из фанеры приведены в выпуске 3 сборника "Катера и яхты", вышедшем в 1964 г. После "Оптимиста" двухместный "Кадет" - самое популярное судно в наших детских спортивных школах и секциях. Сейчас верфи строят "Кадеты" с корпусами не из дерева, а из стеклопластика, и с алюминиевым рангоутом.

В мире зарегистрировано около 8000 "Кадетов"; на них регулярно проводятся чемпионаты Европы и мира.

Швертбот-двойка "420" спроектирован в 1960 г. французским инженером Кристианом Мори в качестве прогулочной и гоночной яхты для юниоров. Корпус лодки имеет круглоскулые обводы и строится из стеклопластика. Оснастка швертбота включает многие элементы для настройки рангоута и парусов, присущие гоночным судам олимпийских классов.

"420" - наиболее популярный среди молодежных швертботов: их построено свыше 40 000. Благодаря достаточной вместимости и хорошим мореходным качествам "420" часто используется и взрослыми яхтсменами - на нем, в частности, ежегодно проводятся чемпионаты мира среди женщин.

Проект швертбота-одиночки "ОК-Динги" разработан в 1952 г. датчанином Кнудом Олсеном (отсюда и название класса - по инициалам конструктора; английским же словом "динги" называют небольшие гребные и парусные лодки). Проект был рассчитан на самостоятельную постройку с фанерной обшивкой (чертежи - см. в "Катерах и яхтах" № 31, 1971 г.). В свежий попутный ветер "ОК" может выходить на глиссирование; он снабжен гибкой поворотной мачтой и многими приспособлениями для настройки паруса подобно "Финну".

В 1969 г. "ОК" был признан международным классом и к настоящему времени по числу построенных судов обогнал олимпийский "Финн". "ОК- динги" является такой же ступенькой для перехода от "Оптимиста" к "Финну", как и "420" к "470".

"КАДЕТ"
Длина наибольшая - 3,22 м; длина по КВЛ - 2,90 м; ширина - 1,27 м; высота борта - 0,42 м; осадка со швертом - 0,75 м; вес порожнем - 52 кг; площадь парусности - 5,2 м2; спинакер - 3,5 м2.
"420"
Длина наибольшая - 4,20 м; длина по КВЛ - 4,05 м; ширина - 1,65 м; высота борта - 0,40 м; осадка со швертом - 0,96 м; вес порожнем - 100 кг; площадь парусности - 10,85 м2; спинакер - 9 м2.
"ОК-ДИНГИ"
Длина наибольшая - 4,0 м; длина по КВЛ - 3,6 м; ширина - 1,41 м; высота борта - 0,31 м; осадка со швертом - 0,95 м; вес порожнем - 82 кг; площадь паруса - 8,54 м2.

Предыдущая глава Главная